Учителя и педагоги – знак равенства? Часть 2.

09.04.2018

Предлагаю присмотреться к тем, кто, так сказать, решает эту непосильную задачу на передовой: к учителю… или педагогу? Есть ли, по-вашему мнению, разница между этими двумя словами? Для начала обратимся к общедоступным источникам:

«ПЕДАГОГ»

В древней Греции - тот из рабов, которому вверялся ближайший надзор за детьми - их дядька. Отсюда общеупотребительное теперь название воспитателя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907. Сюда же можно добавить, что педагоги – это рабы уже не способные к тяжелому физическом или иному труду. Понятно, что кого ни попадя греки не стали бы допускать к детям, тем не менее, педагог, в древней Греции, и рядом не стоял с учителем.

«УЧИТЕЛЬ» (для равнозначности определений, обратимся к тем же древним грекам)

дидАскалос, позже дАскалос, Слово происходит от глагола δάω - дАо, что означает светить, освещать.

"Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. " Аристотель.

Видите, как получается: учителем у древних греков мог стать только исключительный человек, имеющий призвание к тому, чтобы передавать опыт и знания предыдущих поколений последующим.

Справедливости ради, стоит отметить, что и педагогами становились далеко не все подряд. При существовавшем культе семьи в древ. Греции, «ведущим ребенка» мог стать только раб, заслуживающий определенного уровня доверия. До шести-семи лет он обучал элементарной грамоте, отвечал за безопасность своего воспитанника. И все-таки он оставался рабом. Этого человека назначали педагогом. А вот учителями становились не просто добровольно, а наличию внутренней потребности, по зову души, если угодно. Только имеющий должное образование, а самое главное - призвание, мог стать учителем.

«Ну, так то в древней Греции!» – скажут некоторые. Вот только мудрость древних греков, ничуть не утратила актуальности и по сей день. Уже тогда они знали, и четко определили разницу между этими двумя понятиями: «учитель» и «педагог» и эти понятия разделили, а вот уже позднее снова объединили. Впрочем, подобное объединение не стало революционным, оно свершилось согласно, так сказать, меняющейся конъектуре в сфере образования. Образование становилось все более доступным и массовым, что естественно, приводило неизменному увеличению числа учителей. Тех, кто шел в эту профессию, как и раньше, по призванию, стало не хватать. Потому пришлось привлекать тех, кого можно обучить профессии. Как уже утверждалось: все дети равно-обучаемы, главное правильно обучить. Стали разрабатываться методики, алгоритмы, появилась целая наука – педагогика. Обратите внимание: не дидАскалогия (или что-то в этом роде), а именно – педагогика. Рост количества учителей не мог не сказаться на их качестве, это просто неизбежно. Внедрялись новые, и, казалось бы, совершенные методики подготовки педагогов. И все же люди, не являющиеся учителями по призванию, так и оставались педагогами. Образованными, компетентными, профессиональными, но, все-таки, педагогами. На фоне хронической нехватки учителей, они даже стали явной необходимостью. Ими закрывали и закрывают постоянно образовывающиеся бреши в образовании. Причем, педагог в «тепличных условиях» - это когда созданы все условия для нормальной реализации своих должностных обязанностей, вполне себе сносно заменяет учителя. Вот только «тепличные условия» у нас, это приятное, но крайне редкое исключение из правил. Чаще в образовании, как у А. Гайдара: «Нам бы только ночь простоять, да день продержаться!».