О споре без ссоры. На заметку советы специалиста

Спор – это конструктивный диалог, разностороннее обсуждение определенного вопроса, которое, в отличие от ссоры, не предполагает конфликта и агрессии. Тем не менее, спор может легко перейти в ссору.

Вот правила бесконфликтного общения.

Понимать цель спора. Прежде чем начать полемику, необходимо определить, для чего она нужна. Спор предполагает поиск истины, путем сталкивания различных мнений в диалоге.

Хорошо разбираться в предмете спора. Необходимо разбираться в том предмете, который выбран для дискуссии, иначе спор будет непродуктивен. Лучше всего обозначить предмет спора в самом начале полемики и не упускать его из виду до самого конца.

Определить значение терминов. Довольно часто бывает, что люди вкладывают в одни и те же слова разные значения, особенно это касается абстрактных понятий, таких как «свобода», «справедливость», «достоинство» и тому подобное. Важно, чтобы участвующие в споре стороны, подразумевали под используемыми терминами одно и то же значение.

Придерживаться определенной позиции. Спор начинается тогда, когда каждая из сторон придерживается определенной точки зрения. Если во время дискуссии один из оппонентов соглашается с мнением другого, то спор можно считать законченным. Если же одна из сторон постоянно меняет свою позицию, то принцип ведения дискуссии оказывается нарушен, и спор можно считать неосуществленным.

Последовательно и логично излагать аргументы. Для того чтобы спор оказался успешен, приводимые доводы не должны противоречить сами себе. Каждый аргумент должен постепенно подводить к доказательству поддерживаемой точки зрения.

Уважительное отношение к оппоненту. В споре очень важно слушать собеседника. Только в этом случае можно заметить сильные и слабые места в его аргументации. Опираясь на услышанное, можно либо дальше продолжать спор, либо согласиться с оппонентом.

Ошибки в споре

В споре недопустимы оскорбления в адрес оппонента, переход на личности. Если это произошло, то спор теряет свое продуктивное значение и перерастает в ссору.

Излишнее проявление эмоций. Порой, когда человек начинает в упоении что-то рассказывать или доказывать, он забывает, что рядом есть люди, которым тоже есть, что сказать. В связи с этим, даже положительные эмоции в споре, лучше сдерживать, иначе есть риск перестать слушать партнера.

Повышать голос. Бывает, что во время спора люди непроизвольно начинают повышать голос. Это происходит не потому, что человек сердится или злится, а из-за стремления как можно лучше и четче донести информацию до собеседника. Однако, громкость голоса никак не влияет на качество сообщения, а остальные участники спора могут воспринять повышение голоса как проявление агрессии.

Перебивать собеседника, не давать ему договорить.

Проявлять агрессию.

Помешать правильному ведению спора может также сильное стремление победить. Надо помнить, что спор – это не соревнование на предмет, кто умнее. Это поиск истины.

Если вам понравился наш контент, поддержите нас лайками и подпиской, для увеличения качества контента! Спасибо за то, что вы с нами!