Создатели сериала «Летающие звери»: Как монетизировать творчество и рисовать клёвые мультики вместе с детьми из хосписов

«Замечательный режиссер и сценарист Резо Габриадзе – он сценарий к «Мимино» написал – сказал: не пытайтесь создать историю для миллионов, сделайте историю для двух близких друзей, тогда она окажется для миллионов. И это очень важно, поскольку я учу сценаристике и вижу, когда ребята только начинают писать, всем очень хочется (и мне в начале пути сразу хотелось) занять какое-то место рядом с великими, написать что-то глубокое, настоящее, серьезное, большое, так чтобы сразу прямо памятник был. Это лживый путь, он не настоящий, это такая ловушка», – считает режиссёр анимационного кино, автор курсов по сценаристике и режиссуре, создатель благотворительного сериала «Летающие звери» Миша САФРОНОВ.

«Один из наших первых мультфильмов «Милосердие» основан на индийской притче о том, как мужчина встретил на берегу океана маленького мальчика, который забрасывал обратно в воду морских жителей, вынесенных после шторма на берег. И мужчина сказал ему: что ты делаешь, это же совершенно бессмысленное занятие, ты не сможешь их всех спасти. На что мальчик ответил: но вот хотя бы вот эту морскую звезду я могу спасти».

Мы поговорили с Надей и Мишей и выяснили, как идея возникает и какой путь совершает до реализации.

Путешествие идеи

Порядок рождает пустоту

«В первую очередь нужна пустота. Я знаю, что очень много людей легко живут в пространстве, которое наполнено вещами, где просто шагу некуда ступить. Для нас идеал – это Япония. Там понятие красоты очень близко к понятию пустоты. Видели фото, как у них выглядит внутреннее жилище, интерьеры? Ничего лишнего. На самом деле это очень важный принцип, потому что когда есть пустота, в ней может родиться что-то новое.

Всегда очень важно – иметь этот зазор пустоты и во внутреннем пространстве, то есть не быть 24 часа в сутки поглощенным постоянным решением задач, потому что тогда ничего новое туда просто уже не впихнется. Поэтому второй момент – это лес, природа. Без природы мозги не чистятся, и сердце не чистится. Я могу часами сидеть и смотреть, как горит огонь. Очень важно взять и куда-то выехать».

Наполнение — наблюдение жизни и совмещение несовместимого

Миша рассказал историю одного из своих подопечных, Ромы, которому на тот момент было 10 лет. Эта история произошла на фестивале детского кино в Харькове. «Рома на коляске, у него тяжелый диагноз, окружающие дети его воспринимают очень настороженно, потому что он белая ворона. Дается задание – сделать фильм прямо на фестивале за один день с нуля на тему «Мой любимый герой». Я Рому спрашиваю, кто у него любимый герой. От отвечает: мой папа! Я спрашиваю, почему? Потому что он так же круто, как Джеймс Бонд, водит машину, и еще потому, что он такой же смелый, как д’Артаньян. И сразу же рождается история про папу, как он самый крутой герой, и мы делаем мультфильм на коленке, достаточно быстро, за день, где папа и д’Артаньян, и Джеймс Бонд, и такой же умный, как Шерлок Холмс. А заканчивается все тем, что на самом деле он простой человек, и не перед кем не выделывается. И этот мультфильм производит огромнейшее впечатление на всех зрителей, на публику. Я видел, как люди выбегали просто со слезами на глазах, даже не зная, кто автор этого мультфильма. Член жюри спросил, есть ли папа здесь. Папа вышел, и мужчина из жюри сказал: хочу пожать вашу руку, я вам завидую. И вот это противоречие и парадоксальность – это самое интересное для меня в творчестве и в жизни! Конечно, мужчина не думал, как можно воспринять эту фразу, потому что он сказал ее вполне искренне: как можно не завидовать папе, которого сын так сильно любит. При этом тут же сын, на коляске, всем понятно, в каком он тяжелом положении. И слово «завидую» звучит странно, но эта история, этот жизненный момент, на мой взгляд, ужасно трогательный, и я его годами несу внутри, и он меня очень поддерживает. Надя рассказывала про больницы и деток в них, там тоже всегда есть очень сильное противоречие: противоречие между жизнью и смертью, совмещение несовместимого. Это такой удивительный мир, он очень настоящий».

Техника «Сундук с сокровищами». Роль хаоса в творческом процессе

«Когда я учился на режиссуре, наш мастер прививал нам технику под названием Сундук с сокровищами – я годами исписываю тетрадки 96 листов, пишу всегда от руки. Записываю наблюдения жизни, идеи, которые приходят в голову, даже сценарии иногда пишу туда и только потом набираю на компьютере. Таким образом я сразу отпускаю. Я всегда стараюсь поддерживать пустоту в голове. Я знаю: то, что важно, у меня в тетрадочке, я в любой момент могу туда заглянуть.

Если мы говорим про творчество, то  в нем велика роль хаоса. Если с порядком переборщить, то это будет стерильный бокс, в котором вряд ли что-то появится, нужны какие-то бактерии. Поэтому я пишу все подряд и позволяю себе максимум хаоса устраивать. И смысл в том, что когда я потом что-то ищу, то я неизбежно начинаю ощупывать все, что попадается мне. И чаще всего я начинаю цепляться за то, что я не искал, что-то неожиданно выстреливает. То есть я ищу одно, листаю тетрадку и вижу что-то другое, но именно то, что мне нужно!»

Создание — фокус на главном

«Для меня очень важно, что я могу с утра, когда у меня много сил, свежая голова, я могу хорошо сконцентрироваться, уйти в свой тоннель, поднять сразу неподъемные за день вещи, и потом уже к 10 часам утра я чувствую удовлетворение, выдох. Когда я ухожу в себя, я ничего рядом не вижу. У меня коронная фраза: я понял, то, что я сейчас придумал, это будет самое главное, для чего я родился на свет, что я должен сделать в этой жизни».

Подробности слушайте в новом эпизоде и пишите отзывы в комментариях к статье или на нашем канале в  itunes.

#105 Миша Сафронов и Надя Федяевская: Дизайн жизни: как сделать первый в стране благотворительный сериал и медиа-бренд

Также в подкасте:

  • Что такое «собачкой об забор» и нужны ли слезодробильные штуки, если у вас проект в социальной сфере?
  • О том, почему сделать просто – сложнее всего и как глубина возникает из простоты.
  • Как семейной паре всё делать вместе: создавать проекты, растить детей, путешествовать – успешно и гармонично.

Миша с Надей подготовили очень простое и наглядное руководство, как сделать свой мультик с детьми дома. Забирайте и действуйте!

Имена и названия, которые мы упоминали в подкасте:

Видео-версию интервью смотрите здесь.

Миша — fb

Надя — fb

http://www.studio-da.info/best — мультфильмы детей студии ДА

http://rodarischool.ru/ — семейная онлайн школа имени Джанни Родари

http://safronov-misha.com/ «Я — режиссер!» Обучение режиссуре анимационного кино с практикой работы над действующими сериалами.

http://misha-safronov.com/ «Анимационная сценаристика. Онлайн-курс». Как развить в себе воображение, как побороть боязнь чистого листа, как научиться писать каждый день и с удовольствием, как создавать по-настоящему захватывающие истории.

Люди:

  • Резо Габриадзе
  • Сергей Максимишин
  • Елена Грачева, руководитель фонда Advita
  • Александр Молчанов
  • Лилия Ким
  • Виктор Меламед, художник-иллюстратор

Паблик Websarafan на фейсбук, где можно посмотреть видео-версии интервью

Websarafan Вконтакте

Websarafan Instagram

Бизнес Клуб Websarafan

Что еще мы выпустили по этой теме:

# 63 Александр Молчанов: как сценарист стал предпринимателем и открыл школу с оборотом 12 млн. руб.

#100 Таисия Кудашкина: Как за 2 года сделать подкаст с 1,5 млн прослушиваний, совмещая бизнес и детей — Таисия делится преимуществами ранних подъемов и своими способами, как суметь просыпаться в 4.30 каждое утро.