Поездки на советских поездах: как это было

20 December 2018

Это сейчас, когда почти в каждой семье имеется автомобиль, а то и не один, автомобильный туризм по стране и даже по всему миру, набирает обороты. В советские времена, когда сам автомобиль купить было трудно, а запчасти к нему - еще труднее, для туристических и отпускных поездок народ пользовался преимущественно железнодорожным транспортом.

Как покупали заветные билеты - это тема для отдельного рассказа. Да что говорить, если уж простой звонок в справочную вокзала превращался в длительное сидение около трубки, которая механически повторяла: "...ждите ответа... ждите ответа...", то приобретение билета - это был тот еще квест со спецэффектами...

Ежедневные поездки на работу и учебу электричками - это еще одна тема для отдельного повествования. Там царила собственная субкультура, свои нормы и правила поведения, своя специфика и все это достойно подробного описания, не смешанного с воспоминаниями о поездках на поездах. Поэтому сегодня вспомним, пожалуй, только то, как мы путешествовали на поездах, а электрички, если и будут упомянуты, то только в качестве железнодорожного транспорта, используемого для перемещения на большие расстояния. Ну вроде того, как раньше безденежные студенты ездили в Питер "на собаках" - не имея возможности купить билет на поезд, ездили "зайцами", пересаживаясь с одной электрички на другую...

Итак, чем же вспоминаются нам поездки в советское время? Как и чем создавалась особенная атмосфера в поезде? Поехали вспоминать!

- О поездах у меня только романтические воспоминания. В деревню у нас ездил автобус, вечно забитый до отказа орущими людьми, от которых несло потом, перегаром и давно немытым телом. А вот поезда - это поездки в другие города с родителями на отдых. Заходишь в поезд (иногда правда немного с давкой), размещаешься в купе. И с трепетом ждешь, когда за окном начнет убегать вокзал. Потом под тихий перестук колес мама доставала разную вкуснятину, и ты кушаешь. А за окном пробегают всевозможные пейзажи. И в конце концов ты попадаешь в другой город. Красота!!!

По поводу "разной вкуснятины", которую вспоминают чуть выше: практически каждый отъезжающий вез с собой солидный запас еды - вагоны-рестораны обходились дорого, еда там была не всегда вкусной и не всегда свежей, поэтому обходились "домашним". А это "домашнее" обычно представляло собой сваренные вкрутую яйца, вареная или жареная курица, огурцы-помидоры-зелень, хлеб, соль в спичечном коробке, "сухая" колбаса, вареная картошка в кожуре, какие-нибудь пирожки - вот примерно стандартное меню советских путешественников. Ну а когда народ возвращался с юга, то многие брали с собой в дорогу початки вареной кукурузы.

- А я обожал и обожаю верхние полки. Правда, в купешках. А некоторые, чтобы не падать, привязывали специальные ремни. Еще помню, в поездах в советские времена было постоянно серо-влажное белье, но при этом давали чай в подстаканниках. А теперешние поезда мне не нравятся, даже новые вагоны.

Да, верхняя полка - это мечта почти каждого ребенка, и стресс для каждой матери - как бы ребенок во сне оттуда не упал. Лично меня на ночь "снимали" с верхней полки и укладывали на нижнюю, а когда я стала постарше и отстаивала свое право спать наверху, беспокойная мама подкладывала мне под матрас свернутые валиком полотенца, чтобы барьер такой образовался, который не дал бы упасть...

А вообще, конечно, удовольствие так себе - пробираться ночью, к примеру, в туалет, когда со всех сторон на уровне твоего лица торчат голые пятки...

Одна поездка мне вспоминается, как страшный сон - поехала я по путевке на весенних каникулах в Самарканд. Неделя экскурсий, обзор достопримечательностей, просто класс... Уезжали мы вечером, слышим - объявили, что наш поезд прибывает на 2-ой путь, ну наша группа вываливает на него: с одной стороны поезд стоит и с другой тоже, ширина перрона чуть больше метра. Подходим мы к своему вагону... а мест, говорят нам, нет. Руководители группы у нас были две женщины...они просто растерялись от такого...
Мы - по другим вагонам, а представляете - дети...14-15 лет... бегаем между этими поездами... И тут наш поезд трогается - шум от него еще тот, но мы похоже его переорали. Не знаю как, но парень из нашей группы запрыгнул в вагон и нажал стоп-кран....
Так нашли ж таки мы сердобольную проводницу, которая нас пустила в свой вагон. И вот мы, испуганные, начали метаться по всем вагонам и искать свободные места... Лично я с одной девчонкой уснули вдвоем на одной полке, нижней боковой... Так практически все и размещались, некоторые ребята даже на багажные залезали.
Утром было самое интересное... Мы искали свой багаж по всему поезду, т.к. запрыгивали мы в вагон почти на ходу, а ребята закидывали нам сумки... Короче, это было ужасно, и я до сих пор не знаю, как так получилось, что на такое количество купленных билетов не оказалось мест...

Фото: rail-club.ru
Фото: rail-club.ru
1980 год. После полета на самолете я надеялся отоспаться в поезде при передислокации из Ашхабада в Бухару (ехал на научную конференцию).
Заблаговременно прибыл на небольшой, но симпатичный ж.д. вокзал. В костюме и с "дипломатом" в руках.
Практически пустой перрон после сигнала тепловоза моментально заполнился множеством людей, проводники открыли двери в вагонах. И начался ... штурм! Но я не волновался - у меня был билет с местом, вторя полка.
Так вот - как только были открыты двери в тамбур - туда из толпы перед дверью были вброшены несколько мальчишек, которые побежали занимать места. Несколько человек бросилось открывать окна и втягивать в них стоявших на перроне, а еще несколько стояли в тамбуре и не давали подняться по ступенькам тем, кто хотел попасть в вагон...
Словом, когда я нашел свою полку (верхнюю), на ней уже сидело (!!!) человек 8-9! На третьих полках - тоже возлежало по несколько человек (сидеть на них невозможно). И все - сидевшие и лежавшие, что-то жевали. А пожевав - сплёвывали зеленую массу на пол - между ног сидевших на нижних полках! Из-за этих плевков зрелище на полу было малоприятным.
Спать мне хотелось жутко. Но негде было даже присесть.
Двукратное обращение на чистом русском языке к сидевшим на моей полке не возымело никакого действия. Кто-то из соседнего купе сказал, что они по-русски не понимают. Хорошо, что проводник по-русски более-менее понимал. Он взял кочергу и согнал ею четверых пацанов с третьей полки, выдал мне оплаченную постель и удалился со словами: "больше ничего не могу сделать".
Как мне удалось постелить на третьей полке - уже не помню. И я, как был в черном костюме и белой рубашке - завалился спать, положив "дипломат" под голову, лежавшую уже на подушке. На удивление, на утро всё своё обнаружил на месте!
А также узнал, что помимо обычных пассажиров поезда
тренеры нескольких борцовских команд Туркмении везли своих питомцев на азиатские игры в Ташкент! :))
Не повезло мне в тот день ... :(

Да, помню, особенные "поездные" фишки... В купе, к примеру, женщины обычно просили выйти мужчин, чтобы переодеться в халатики какие-нибудь. Мужики иногда переодевались в спортивные штаны... Еще запомнились якобы "глухонемые", которые ходили по вагонам, продавали всякую ерунду, в том числе и игральные карты с картинками "для взрослых"... А на станциях к вагонам прибегали тетки с кастрюлями: "картошечка горячая, котлетки!" А этот характерный запах в туалетах - ни с чем его не спутаешь...

Фото: v-dome-deti.ru
Фото: v-dome-deti.ru

Мое первое путешествие на поезде состоялось, когда мне было года три-четыре, мы с бабушкой ехали в Ростов-на-Дону к какой-то ее подруге. Я была маленькая, худенькая, места занимала мало, и потому случилось то, что случилось. Путешествовать мне очень понравилось: зрелище мелькающих и сменяющих друг друга пейзажей завораживало настолько, что оторваться от окна не было сил. Рано утром я проснулась, и чтобы не мешать спящей бабушке, подняла подушку повыше, устроилась на ней, накрылась занавеской и стала смотреть в окно.

Привлек мое внимание какой-то шум: в вагоне царила суматоха. Пассажиры бегали, возбужденно переговаривались, заглядывали во все купе, проводница и бабушка говорили на повышенных тонах - что-то случилось. А случило то, что потеряли... меня :) Бабушка проснулась, ребенка не обнаружила, увидела только подушку, прикрытую занавеской, а внучки нигде нет. Подняла панику, стала расспрашивать остальных пассажиров, меня начал искать весь вагон, а я в это время тихо сидела на подушке и смотрела в окошко :) Я ж говорила - была маленькая и худенькая, меня за занавеской и не видно было... Самое обидное, что мне же тогда еще и влетело - меня все ищут, а я и ухом не виду... А чего им вести - кто их знает, этих взрослых, чего они бегают...

Ездить приходилось очень много, в том числе и на дальние расстояния: во Владивосток, в Коканд, потом уже в Москву... Однажды пришлось ехать из Куйбышева в Ферганскую долину в общем вагоне (14 руб 50 коп) - это была незабываемая поездка, просто приключение... Толкотня и давка в азиатских поездах общеизвестна, это уж как повезет, наличие или отсутствие билета никакой роли не играло. Любил ездить на небольшие расстояния зайцем - заскакиваешь в вагон и быстро пробираешься в вагон-ресторан, или договариваешься с проводником. В промежутке между Куйбышевым (Самарой) и Оренбургом часто ездил на крыше, там в летнее время просто толпы собирались, да ещё и по вагонам бегали на ходу... Романтика, блин...
А сейчас езжу только в купейных вагонах, ну скучно...

Фото: cameralabs.org
Фото: cameralabs.org

Мне было 17, и я одна поехала в Казахстан: поезд не фирменный, и даже не скорый, а обычный пассажирский - старый, медленный... Вентиляции никакой, окна разбухли, их заклинило и они не открываются - и если по России ехать еще было терпимо, то как только мы въехали в другую климатическую зону, то стало невыносимо душно... Поначалу еще как-то терпели, потом стали открывать двери поезда на ходу и так и ехали - стоя в тамбуре, с дверьми нараспашку. Проводница пыталась нам сделать внушение, что так нельзя, потом рукой махнула и сама периодически выходила в тамбур "освежиться ветерком". Пыль, песок, копоть летели только так - я, когда приехала, стала отмываться с дороги, так у меня светлые волосы было темно-серого цвета, и вода с них текла такая, как будто я луже полежала, а всего-то два дня ехала в поезде ))) Зато было весело - я перезнакомилась не только со всем своим вагоном, но и с пассажирами впереди и сзади нашего прицепленных вагонов :)

Проводники бывали разные — веселые, равнодушные, нервные, но все они произносили один и тот же долгожданный вопрос: «Чай пить будете?». В этот момент всё в плацкартном вагоне оживало. С верхних полок сползали помятые лица. Разворачивались тщательно упакованные дома запасы пищи или купленные в спешке на станции пирожки, печенье. Со стороны купе проводника доносился звон чайных ложек о стенки граненого стакана и бряцание подстаканников. Неизменным в этом ритуале был расфасованный по два кусочка в специальную упаковку сахар рафинад.

Фото: https://interesnosti.mediasole.ru
Фото: https://interesnosti.mediasole.ru

Ох, господи...мне было не так много лет, но на поездах поездить в то время пришлось, главным образом, на соревнования. Честно сказать - о дальних поездках ничего хорошего вспомнить не могу. Вечно забитые вокзалы, нет никогда билетов...чтобы попасть в Екатеринбург из своего родного Благовещенска, приходилось чуть ли не через Москву добираться. Вагоны грязные. Белье тоже. Оно отстирано, но серое. И несколько дней в этом ужасе...
Сравнивая с тем, что сейчас, даже в плацкарте стало лучше. Про купе молчу - ехала в Питер, было очень приятно все. Да, и вот что: сейчас воровства меньше стало. За последние несколько лет не слышала, чтобы в поезде что-то у кого-то пропало. Милиция прямо в поездах, в штабном вагоне. В последний раз с фактом воровства столкнулась, когда ехали поездом в Улан-Удэ и у моей подруги прямо с руки - девочка спала - часы именные сняли. А она без отца выросла...мама их с сестрой поднимала одна. Она так плакала!.. Полчаса после прихода поезда часы искали по всему плацкартному купе - не нашли...
Но был и плюс - раньше через проводника поезда можно было груз передать - например, сумку с вареньем, мясо из деревни...после это все запретили...

Ездил много и часто. В основном, в Москву и из нее родимой. Поездами Донецкого, Крымского и Кавказского направлений. И фирменными и скорыми и пассажирскими и дополнительными. Белье ВСЕГДА было серое, в пятнах и влажное. Тогда его давали не запаянным в целлюлозные пакеты, а в полосатых холщовых мешочках.
За исключением одного-единственного раза. Тогда белье было "нулевое", не было запаковано вообще, а комплект был стянут бумажной лентой.

Запомнилась одна поездка из Москвы в Харьков. 82-й год. Билетов на ближайший поезд не было. Я стал выглядывать проводников-вербовщиков (было тогда такое явление). Мин. через 10 заметил искомое, подошел к мужику в ж/д фуражке, договорились о цене, и он предложил мне отойти к колонам на краю кассового зала, подождать его.
Подошел к колонам. Слышу за спиной приглушенный голос: еще одного привел! Оглядываюсь, стоит приличная толпа. Человек 15 навскидку. Проводник подходил/отходил еще пару раз и привел еще человек 6. Потом, действительно, подошел к каждой "кучке" и на ухо сообщил номер вагона. Мне "достался" 3-й плацкартный.
Вышел на перрон когда объявили посадку и увидел всю нашу "теплую компанию" у 3-го вагона! Народ стал немного нервничать, что естественно. Особенно учитывая, что проводник попросил "не спешить", пока сядут пассажиры с билетами. В общем, попал я в вагон, увидел растерянно толкущихся во всех купе "леваков" и, недолго думая, полез сразу на третью полку. Лег на одеяла, дипломат под голову и стал смотреть на разборки. Люди понемногу рассредоточились по купе и полкам. Но пассажиры с билетами все прибывали и прибывали!
Потом оказалось, что проводник умудрился "нахапать" больше трех десятков "леваков" при наличии всего трех свободных мест! Когда народ полез на третьи полки, коих всего 27 и то некоторые заняты под "технические нужды", их тоже не хватило. Народ кипел, возмущался. Но жаловаться никто не пошел. Поезд тронулся.
Проснулся часа за три до Харькова. Скатился со своей полки, распрямил затекшие руки-ноги. Все третьи полки были заняты и даже на некоторых нижних народ лежал по двое валетом. Я как честный студент пошел к проводнику расплачиваться (во вчерашней кутерьме он денег не взял). Проводник был тоже спросонья, занимался титаном и сказал, чтобы я подошел через полчасика. Такой наглости я уже не вынес и ушел в другой вагон, где и доехал благополучно в тамбуре.

Особенно запомнилось два случая: когда мы с мамой вошли в свое купе, а наши места были заняты - почему на одно место продали по два билета. Уже не помню, как все тогда решилось, но крику и шуму было много, а мы с тех пор всегда приезжали пораньше, чтобы пораньше занять места, на которые, оказывается, можно продать по два билета. А второй случай, когда мы ехали из Сибири, домой, в Москву, и на нашей станции поезд стоял только 3 минуты, а нам с собой надавали грибов, варений, солений и прочего - баулов десять... А проводник не ожидал, что кто-то на этой станции садиться будет и даже подножку не спустил. Мы стучали в двери, понимая, что минуты уходят, а потом лихорадочно закидывали все эти сумки...

Воспоминание из детства всплыло. Должны мы были ехать на море на поезде, его стоянка по расписанию всего 15 минут. Поезд опаздывал и вместо остановки просто сбавил скорость. Две трети ожидающих так и остались стоять на перроне. Им и в голову не пришло, что проезжающий мимо поезд - тот самый, который они ждут... Ну мой батя был молод и горяч - он запихнул мамку в вагон, меня вместе с ней не успел, мать бежала по поезду назад, и в следующем вагоне приняла меня, в следующий вагон отец каким-то чудом закинул мою бабушку (отнюдь не худышку скажу я вам), и сделал это с такой лёгкостью, что покорил проводницу - всю дорогу она потом восхищалась настоящими мужчинами. Следующим был дедушка, ну а сам отец еле успел в последний вагон... Я тогда испугался страшно, что мы потеряемся все, что кто то останется... С тех пор мы на море добирались исключительно самолётом.

Ехали с подругой из Абахазии - нам обеим по 17 лет было, так нас проводник взял под личную опеку. У него недавно сын, оказывается, погиб, такой же подросток, как и мы, вот он нас всю дорогу опекал и всячески заботился, чтобы никто к нам не приставал, не потревожил. А на одной станции он купил ведро черной сладкой вишни, вымыл ее и потом разносил по купе, чтобы угостить пассажиров - бесплатно, просто по щедрости души... Вот люблю поезда больше всего за такие сюжеты, неожиданные повороты и встречи...

Фото: from-ua.com
Фото: from-ua.com

Вот примерно такие воспоминания - если вам тоже есть чем поделиться, отписывайтесь в комментариях!

Тематическая группа канала ВКонтакте - добро пожаловать!

"Мест нет" или как жилось в советских гостиницах