Уроки труда или почему советские девочки так много умели

Съесть что-нибудь прямо во время урока, не таясь от учителя, а потом вместе с этим учителем еще и выпить по чашечке чая с конфетами - неужели такое было возможно в советской школе? Конечно, возможно, и мы сейчас об этом поговорим - как обычно, с авторскими иллюстрациями к материалу.

Если кто забыл, что собой представляли уроки труда у девочек, я напомню: сдвоенные 45-минутки, проходящие в кабинете, оборудованном швейными машинками, плитой, разделочными столами и (так было в нашей школе) - большим столом для раскроя и утюжки тканей. В качестве столов-парт использовались швейные машинки с ножным приводом: по центру стола находилось отверстие, в которое эта машинка убиралась за ненадобностью, отверстие закрывалось крышкой и получалась обычная парта.

Учебный материал был обширным: большая часть времени отводилась на шитье и прочее рукоделие, чуть меньше - на кулинарию. Как правило, на первом уроке мы записывали теорию, рисовали разные схемы-чертежи, на втором уроке - кроили, шили. Ну а если это были уроки кулинарии, то на первом уроке готовили, на втором - ели то, что только что приготовили и пили чай :)

Наша учительница потребовала сразу же, как только в 4 классе начались эти уроки, завести толстую длинную тетрадь, в которую мы до окончания школы и будем записывать весь материал. Она мотивировала это тем, что потом будет очень удобно пользоваться, когда вся информация собрана в одном месте, и знаете, она была права. Я до сих пор заглядываю в эту тетрадку, когда хочу построить чертеж, допустим, юбки...

Шитье изучалось от простого к сложного: сначала сшили косынку для уроков труда, потом - фартук, чуть позже - ночную рубашку. Тут, конечно, не обошлось без курьезов: ткань, нитки, отделочные материалы - все это, конечно же, покупали родители. И для уроков труда приобретался дешевый материал, чтобы не жалко было, если ребенок что-то сделает не так. Но у одной моей одноклассницы мама решила, что ее дочь должна будет спать только в ночной рубашке из тончайшего дорогущего батиста, и купила ей отрез этой ткани. А дочка на уроке труда, как это часто бывает с начинающими, вырезала вытачки по контуру, сделав шикарные дырки в том месте, где должна быть застроченная складка :)

После ночной рубашки мы шили себе юбки, халат, платья - причем, фасон рисовали сами, а учительница помогала сделать к этой задумке выкройку по фигуре; еще изучали свойства тканей, как правильно снимать мерки, устранять неполадки со швейной машинкой и все такое.

Но гораздо интереснее были уроки кулинарии: нам заранее давали записать рецепт и технологию приготовления блюда, а затем мы договаривались, кто и какие продукты приносит на следующий урок.

Помню, мы готовили бутерброды, сырники, яичницу и омлет, макароны, винегрет, жарили "хворост", делали блинчики с начинкой. Ну и попутно изучали норму расхода продуктов, способы сервировки, основы консервирования. Иногда нам разрешали отложить часть блюда на отдельную тарелку и отнести это мальчикам в слесарно-столярную мастерскую.

Поход к мальчишкам был отдельным приключением - хоть мы и приносили с собой посуду и приборы, но никогда толком разложить их у нас не получалось. Мальчишки, словно голодающие, толпой набрасывались на принесенное и прямо грязными руками хватали с тарелок то, что успевали схватить :) Однажды мы принесли им тарелку винегрета, который был украшен поросенком, сделанным из вареного яйца - поросенка растерзали в первую очередь, а потом прямо горстями стали хватать винегрет и запихивать его в рот - и мы, и преподаватель труда были в шоке - вроде бы все дети из приличных семей, откуда взялось это дикарство? :)

Но самое удивительное в наших, девчачьих, уроках труда было то, что помимо готовки и шитья мы еще изучали и основы электромонтажных работ. Серьезно - зарисовывали простейшие электрические схемы, изучали технику безопасности при работе с электричеством, сами, своими руками, собирали одноламповый светильник.

Не скажу, что после всего этого девочки смело лазили чинить розетки или ремонтировать приемники, но, по крайней мере, мы понимали, как это все работает, могли прочитать простую схему и без посторонней помощи разобрать, например, штепсельную вилку и устранить обрыв провода.

У мальчишек тоже все проходило очень интересно - они работали на слесарных, токарных и столярных станках; у них громко, на всю школу, визжала циркулярная пила; они после этих уроков притаскивали в класс красивые чеканки или миниатюрные интерьерные поделки в виде бревнышка, в которое воткнули топорик из жести или пилу. У нас, у девочек, эти поделки пользовались огромным спросом, и мы часто устраивали обмен - у нас после чаепития оставались конфеты и печенье, а у мальчишек - эти поделки, вот мы и устраивали азартные обмены к взаимному удовольствию :)

Спасибо, уважаемые читатели, что долистали материал до конца этих строк и вместе со мной немного вспомнили те приятные моменты, которые иногда случалось в процессе учебы :)

Искренне благодарю вас за каждое нажатие на значок "палец вверх" и за то, что вы делитесь этими воспоминаниями с друзьями в социальных сетях.

До следующих встреч в эфире!