Герострат. Что такое Геростратова слава?

Покопавшись в источниках, мы ничего не нашли о мотивах Герострата. Только то, что Герострат сжег храм, чтобы прославиться. С тех пор осталось выражение «геростратова слава», которое значит бессмысленная слава. Дальше везде идут просто перечисления фактов, разговоры о богине Артемиде и другая мифологическая информация. Но никто не говорит, почему он это сделал. Попробуем представить себя Геростратом и почувствовать то, что он чувствовал. То есть найти внутренний мотив его действий. Одним словом, составим его психологический профиль.

Прежде всего оговоримся, что это только наше мнение, без претензии на истину.

В чем же собственно был протест Герострата?

Что-то в его поведении было странное. Жил себе человек, и вдруг ни с того ни с сего взял и сжег храм. Какие сведения о Герострате есть до сожжения храма Артемиды? Нашлось только два факта: это был молодой житель Эфеса и он был пастухом. Молодой мужчина, простолюдин, который по большей части общался со скотом. Нет даже сведений, кого он пас: коров, овец, лошадей… Просто пастух. Ничем не примечательный.

Может Герострат не очень любил женщин и был мизогином? То есть, относился к женщинам с презрением и ненавистью. Может он считал их существами «второго сорта»? Как иначе можно объяснить то, что он сжег храм именно Артемиды? Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Но против Аполлона Герострат не протестовал. И против Зевса, и против Геры тоже, даже против Афродиты он не был.

Характер у Артемиды был боевой и независимый. Она наравне с братом могла охотиться и добывать дичь. Одним словом, самодостаточная женщина-богиня. Не по зубам Герострату. Но он очень ее хотел. Вот вам и нарушение психики. Невозможность получить желаемое приводит к фрустрации.

Он застрял на идее уничтожить нечто смелое и своевольное, то есть в лице Артемиды всех женщин, имеющих свое мнение и, как нынче говорят, самодостаточных, что очень четко дает понять нам его эпилептоидную зацикленность на обиде.

Второй странностью является то, что он не протестовал словесно, и вообще никак не протестовал, а просто пошел и поджег храм. Как известно из психиатрии, поджигательство или пиромания – это одно из психических расстройств, когда человек не испытывает эмоционального (а может быть и сексуального) возбуждения, пока что-то не подожжёт. Огонь становится фетишем. Но фактов по этому поводу нет, был ли он пироманом или не был, а есть факт, что ему не понравился именно храм Артемиды.

Итак, Герострат не любит женщин. Возможно, у него была жестокая мать или злобная сестра, или он получил травму отвержения от возлюбленной, что бы там ни было, шерше ля фам.

Возможно до поры до времени Герострат пытался налаживать отношения с женщинами, но червоточина не позволяла ему быть самим собой, обида и страх боли, страх отказа и неуверенность в себе, как в мужчине, озлобляли и корежили его изнутри.

Что было триггером для поджога? Все что угодно. Девочка на базаре, которая показала ему язык, когда он покупал морковку, надменная красавица, случайно сплюнувшая ему под ноги скорлупу от тыквенных семечек, старуха, посмеявшаяся над его тогой. Мы никогда не узнаем этого, но последняя капля была – ибо был поджог. Он не отрицал своего преступления, он не оправдывался. Он устало сознался в том, что сделал. Он гордился тем, что смог противостоять всем этим злобным фуриям, которые мучили его многие годы. Он любил их и ненавидел одновременно, и не смог справиться с этой раздвоенностью. Он предпочел уничтожить сам факт существования явления «женщина» как такового. Все было кончено. Он сделал это. Он прославился, но может он этого и не хотел совсем, но теперь уже ничего не поделать, имя его в веках.

А сам Герострат был просто человеком с психическим отклонением. Его слава больше, чем его поступок. Бессмысленность, возведенная в эталон. История любит преувеличения для показательных примеров.

Может и не было никакого протеста, а был он простой пироман, который возжелал славы в веках (как-то очень громко, вам не кажется?), не имея на то оснований и талантов, и ему больше ничего не оставалось, как на чужом фоне, а именно на фоне богини, прославиться разрушителем.

Бессмысленно? Да. Но ведь сработало! Чем не пиар ход?

Автор: Анна Перевозкина

Генеральный директор Продюсерского центра "Превосходство" и руководитель обучающего центра "Лаборатория профайлинга", продюсер.