Темное язычество и Сатанизм. Связь и смысл

«Тёмные боги — это “проекции Сатаны” с точки зрения сатанизма.
Светлые боги — это силы самой жизни.

Впрочем, в язычестве нет однозначно Тёмных и Светлых богов — каждый содержит и Тьму, и Свет.
Язычество, как и сатанизм, придерживается концепции появления мира из Хаоса, и не нуждается в персонифицированном демиурге (принципиальная онтологическая разница: самодостаточность против подчинения внешнему).
Сатанизм положительно относится к язычеству: пожалуй, самая правильная религия для масс. Будучи частью природы, логично познавать и уважать силы природы — а это и есть язычество. Конечно, под видом язычества встречается и извращение с абсолютизацией добра и пр., но это современные искажения».
Раскроем подробнее тему отношения сатанизма к язычеству.
В чём суть язычества? В познании Вселенной и своего места в ней.
В чём суть сатанизма? В познании Иного, непознанного, неизвестного людям, то есть — в познании Вселенной. И, соответственно, своего места в ней.

Если брать язычество в целом и сатанизм, то разница — в степени социализации. Обычное, народное язычество — весьма социально, много занимается бытовыми вопросами, что ценно, в отличие от «высокодуховных» религий. Тьма, познание, Бездна — это не для всех, есть и обычные люди. На которых, собственно говоря, весь мир и держится — на обычных работягах.
К сожалению, в истории цивилизация пошла по пути монотеизма, и избавляться от этого начала не так давно, причём с рецидивами. Причины этого понятны: от простоты веры для обывателей (обрядов меньше, за всё отвечает некто один) до политических причин: жречество влияет на народ, поэтому проще иметь одну объединённое клику, чем множество. Это было понятно ещё Аменхотепу IV (Эхнатону), хотя он и плохо кончил.
Не меньшее сожаление вызывает и тот факт, что в основном монотеизму противостоял не менее догматический материализм, зачастую марксистского варианта. Это лучше, чем догматический идеализм — для науки; но при этом «подвисают в воздухе» психологические вопросы — то, что обычно не совсем корректно называют «смыслом жизни». Да, религии дают лишь иллюзию — но догматический материализм не даёт ничего, а опереться на то, что внутри, как сатанисты на Тьму в себе, могут лишь немногие.
Язычество сейчас восстанавливается почти с нуля: сохранившиеся местные суеверия и бытовые обряды — это ещё не полноценное мировоззрение. Впрочем, это к лучшему: современное мировоззрение должно соответствовать современному уровню науки, в том числе — психологии. В современности есть язычники-атеисты, которые воспринимают богов как Силы природы, что вполне адекватно современности. Хотя есть и те, которые заявляют, что-де настоящее язычество — это то, во что верили предки, и сейчас надо делать так же…

В сатанизме ровно то же самое: есть те, кто пытается сделать из сатанизма религию — либо исходя из желания возглавить секту, либо просто потому, что у них религиозное восприятие мира, и иного они понять не в состоянии.
Если же говорить о Тёмном язычестве, то оно также не интересуется вопросами социума сверх необходимого и занимается познанием Иного. Для крестьянина Велес — «скотий бог», для волхва — владыка Нави.
И на этом уровне разница между сатанизмом и Тёмным язычеством минимальна.
Да, в язычестве много богов — но у Сатаны много ликов, хотя бы по ЛаВею: Сатана, Люцифер, Белиал и Левиафан. Тёмные боги на архетипическом уровне во времена монотеизма объединились, образовав Сатану как метафеномен. Всё, что они олицетворяли, объединилось в одном образе, гармонизировалось до квинтэссенции Тьмы. Частности, бывшие у каждого бога по отдельности, как «бытовые», так и «Светлые», так и локальные местные, нивелировались на фоне общности Тьмы.
По сути же — разница лишь в том, что язычники предпочитают работать с «более частными сущностями», «заточенными» под что-то конкретное, а сатанисты мыслят более глобально и обобщённо. Но, честно говоря, это достаточно натянуто: должно же быть какое-то различие!
Однако, если вдуматься, разница всегда лишь количественная, причём не принципиально: язычники чуть более традиционны, сатанисты чуть более склонны к мизантропии… Но и это — так, субъективное мнение: и тех, и тех — слишком мало, чтобы говорить о какой-либо статистике.
И сатанисты, и Тёмные язычники идут одним Путём, просто чуть разной походкой. И вполне могут если и не идти вместе, то как минимум — часто пересекаться и делиться познаниями с взаимным уважением.