Аналитика в Инстаграме: что отслеживать, как читать показатели и корректировать стратегию

Автор блога Parasite Кристина Манжула рассказала, какие метрики и для каких целей стоит использовать, а также на примерах объяснила, как правильно читать метрики, чтобы делать верные выводы.

Работу менеджера аккаунта в Инстаграме упрощает внутренний инструмент аналитики. Активировать бизнес-режим можно в меню «Настройки». После этого станут доступными:

  • создание промоакций;
  • подробная статистика каждой публикации;
  • метрики в динамике на вкладке «Статистика» в левом боковом меню.

Для удобства разделим все показатели на три уровня:

  • базовые статические показатели,
  • базовые динамические показатели,
  • сложные показатели.

Статические метрики показывают результат на тот момент времени, когда мы к ним обращаемся.

  • Подписчики. Общее количество пользователей, читающих профиль.
  • Посты. Общее число публикаций.
  • Упоминания. Количество отметок названия профиля в других аккаунтах.
  • Лайки. Количество лайков у конкретной публикации.
  • Комментарии. Количество комментариев у конкретной публикации.
  • Показы публикации. Общее количество контактов пользователей с публикацией.
  • Охват публикации. Количество уникальных пользователей, видевших пост.
  • Количество поделившихся. Число человек, отправивших пост кому-либо в Директ.
  • Сохранения публикации. Количество пользователей, добавивших в закладки публикацию.
  • Брендовые хэштеги. Число упоминаний бренда с помощью фирменного хэштега.

Количество подписчиков и постов легко проверить, просто открыв профиль. Число публикаций, в которых отмечен аккаунт, указано во вкладке «Отметки». Информация о просмотрах, охвате и действиях пользователей содержится в статистике поста. Упоминания по хэштегу можно узнать, кликнув на соответствующий хэштег.

Смотрим количество подписчиков, постов и упоминаний
Смотрим количество подписчиков, постов и упоминаний

Для оценки эффективности недостаточно отслеживать количество подписчиков, и взаимодействий с постом. Важнее развитие этих же метрик в динамике. Для аналитики динамических показателей используйте «Статистику».

Инструмент предлагает информацию по трем категориям:

  • действия,
  • контент,
  • аудитория.

Во вкладке «Действия» можно посмотреть следующие показатели и их изменения за семь дней, а также сравнить с предшествующей неделей.

  • Показы. Метрика отражает, сколько раз пользователи видели в ленте публикацию. Если один подписчик увидел пост несколько раз, считается каждый его просмотр.
  • Охват. Количество уникальных пользователей, то есть учитывается по одному просмотру с человека. График показывает количество охваченных пользователей по дням недели.
  • Взаимодействия. Количество посещений профиля, то есть сколько человек открывали главную страницу аккаунта. На графике также можно увидеть метрику по дням недели.
  • Клики на сайт. Число пользователей, кликнувших на активную ссылку в описании профиля.
Статистика взаимодействий и сегментация аудитории встроенным сервисом аналитики
Статистика взаимодействий и сегментация аудитории встроенным сервисом аналитики

В меню «Аудитория» содержится информация о подписчиках, что позволяет составить портрет потребителя.

Показатели для аналитики аудитории:

  • Пол. Соотношение мужчин и женщин среди подписчиков.
  • Возраст. Возрастные категории подписчиков (13-17, 18-24, 25-34, 35-44, 45-54, 55-64, 65+).
  • География. 5 городов и стран, в которых находится большее количество подписчиков.
  • Часы. Среднее время, которое проводят подписчики в Инстаграме.
  • Дни. Дни недели, в которые ваша аудитория наиболее активна.

Очень полезна для оптимизации контент-стратегии аналитика во вкладке «Контент». Здесь можно увидеть общее количество публикаций за неделю и разницу показателей с предыдущей, но главное — рейтинг публикаций из ленты с фильтром по типу контента, периоду и по одной из следующих метрик:

  • Показы. Порядок по убыванию числа просмотров.
  • Охват. По числу уникальных аккаунтов, видевших публикацию.
  • Вовлеченность. По общему количеству действий с публикацией: сколько человек ставили лайк, комментировали или сохраняли публикацию.
  • Лайки. По количеству отметок «Мне нравится».
  • Комментарии. По числу комментариев.
  • Сохранения. По количеству сохранений публикации.
  • Посещения профиля. Порядок постов, побудивших пользователя посмотреть на профиль.
  • Подписчики. Порядок публикаций, побудивших пользователя подписаться на аккаунт.
  • Клики на сайт. Публикации, увидев которые пользователь перешёл в профиль, а затем кликнул на активную ссылку в его описании.
  • Вызовы, SMS, электронные письма. Порядок постов, побудивших пользователя воспользоваться одним из способов связи, указанных в описании.

Вкладка «Контент» предлагает аналитику по историям за 24 часа, одну или две недели по охвату, показу, кликам по прикрепленной ссылке, переходам в профиль и на сайт, вызовам, а также по ответам в Директ и количествам закрытий.

Сложные показатели

Внутренний инструмент Инстаграма охватывает не все потребности аналитики. Для оценки эффективности работы сообщества в долгосрочной перспективе существуют сложные показатели, которые рассчитываются по формулам и/или измеряются дополнительными сервисами. Рассмотрим самые важные метрики, которые соотносят объём работы с реальными результатами продвижения.

Темпы роста и чистый прирост. Отношение количества новых подписчиков к общему количеству отражает, насколько активно растет аудитория. Чистый прирост — разница между суммой подписавшихся и отписавшихся пользователей. Важно учитывать эти показатели. Допустим, вы достигли цели привлечь 100 новых подписчиков в месяц, но при этом сообщество покинули 70 старых пользователей, значит чистый прирост аудитории всего +30 и KPI не выполнен.

Для отслеживания этого параметра лучше использовать сторонние инструменты. Например, сервис Parasite позволяет видеть динамику прироста и отписок с помощью графика по часам, дням и неделям. Также темпы роста здесь можно отслеживать по лайкам и комментариям.

Динамика роста количества подписчиков в Parasite
Динамика роста количества подписчиков в Parasite

Вовлеченность (ER — Engagement Rate)

Основная метрика, которой измеряют обратную связь от аудитории. Соотношение количества подписчиков к числу лайков, комментариев и сохранений. Можно учитывать пользователей, совершивших хотя бы одно действие, либо брать сумму всех вовлечений и делить один из этих показателей на общее число подписчиков.

Есть также разновидности ER, помогающие оценить вовлеченность пользователей более узко:

  • Вовлеченность с учётом охвата (ERR — Engagement Rate by Reach). Общее количество лайков, комментариев и сохранений делится на охват за определенный период. Метрика учитывает только подписчиков, просмотревших контент и отреагировавших на него, отсекая пользователей, которые не видели публикации.
  • Вовлеченность для конкретного поста (Engagement Rate of Post, ER Post). Дополнительный параметр для оценки эффективности публикаций. Сумма вовлечений отдельного поста делится на число подписчиков в день публикации или на общий охват в день публикации.
  • Уровень привлекательности (Love rate). Отношение количества лайков к количеству подписчиков показывает, насколько контент вызывает у аудитории желание поставить «Мне нравится».
  • Уровень общительности (Talk Rate). Такая же формула, только для комментариев. Помогает оценить, насколько контент побуждает к дискуссиям.

Эти показатели умеет считать, к примеру, сервис Popsters.

Интерфейс сервиса Popsters
Интерфейс сервиса Popsters

Процент неактивных аккаунтов

Внутренняя статистика Инстаграма не отражает информации о проценте ботов, неактивных, пустых аккаунтах и массфоловерах. Важно знать количество живых подписчиков и увеличивать этот параметр, ведь только органическая аудитория влияет на вовлеченность и продажи.

Процент ботов показывает, например, сервис Pycalytics.

Хорошо дифференцирует подписчиков по качеству аккаунтов сервис LiveDune.

Коэффициент конверсии или кликабельность (Click-Through Rate, CTR)

Отношение количества кликов к просмотрам — самая важная метрика для оценки эффективности SMM в продажах, но специфичная для Инстаграма. Соцсеть поддерживает активные ссылки только в описании профиля, а также в Историях для аккаунтов с +10 тысяч подписчиков и промоакциях. Лучше считать CTR отдельно для каждого канала, чтобы сравнивать эти цифры.

Количество переходов по ссылке с основной страницы профиля можно узнать с помощью Google Analytics во вкладке Social traffic. Если часто меняете адрес и хотите считать CTR к каждой ссылке, добавляйте UTM-метки, позволяющие задавать информацию об источниках трафика. Тогда дифференцированная информация будет отображаться во вкладке «Кампании» в Google Analytics.

Еще один лайфхак — сокращать ссылки с помощью Bit.ly, после чего все переходы по такому адресу будут отображаться в личном кабинете сервиса.

Всё ли нужно отслеживать: определяем необходимые метрики в зависимости от цели

При аналитике аккаунта не нужно впадать в крайности. Чаще всего нет необходимости вести учет по каждой из существующих метрик, так же, как и ограничиваться одним параметром. Набор приоритетных показателей индивидуален для каждой кампании и зависит от KPI заказчика и задач продвижения.

Рассмотрим несколько вариантов стратегии по целям, оставив за скобками универсальный параметр, важный в любом случае — количество подписчиков.

Цель: повышение узнаваемости бренда

Если аккаунт принадлежит относительно новой компании, которой нужно повысить узнаваемость бренда, эффективность помогут оценить:

  • темпы роста,
  • чистый прирост,
  • топ публикаций по количеству просмотров профиля и подписок,
  • охват,
  • просмотры,
  • распространения брендовых хэштегов,
  • упоминания.

Цель: построение сообщества

Если основная задача аккаунта — формирование ядра активных и лояльных пользователей, делайте ставку на повышение этих показателей:

  • вовлеченность,
  • уровень общительности
  • топ-публикаций по количеству комментариев и вовлеченности,
  • данные о гендерном, возрастном и географическом распределении аудитории,
  • процент неактивных аккаунтов.

Цель: генерация лидов, продажи

Для стимулирования продаж важно следить за:

  • посещаемостью сайта,
  • кликами на контакты компании,
  • CTR,
  • временем наибольшей активности подписчиков.

Статистика на практике

Мы попросили экспертов из маркетинговых агентств рассказать, какими показателями они пользуются чаще всего и как извлекают выводы из статистики, проиллюстрировав опыт в конкретных кейсах.

Кейс от агентства Collective Media Solutions: блог для вегетарианцев и европейский музыкальный фестиваль

В портфолио Collective Media Solutions оказалось два кейса, противоположных по стратегии и, соответственно, применению аналитики.

Один из клиентов агентства — инстаграм-блог для вегетарианцев @healthyhappy, основная цель которого — пропаганда здорового образа жизни, создание коммьюнити, привлечение целевой аудитории и увеличение активности.

Метрики, на которые опирается агентство в этой компании в первую очередь:

  • общий охват,
  • темпы роста аудитории,
  • общий ER,
  • ER по дням и конкретным постами,
  • Talk Rate. Чем активнее пользователи реагируют на пост, тем выше он в ленте.

Технология аналитики следующая: сначала проверяют общий недельный охват внутри Инстаграма, затем проценты по охвату, ER, Love Rate и Talk Rate c помощью стороннего ресурса Popsters.

Роман Борисов, совладелец агентства Collective Media Solutions:

«Если видим, что показатель изменился в лучшую или худшую сторону, обращаемся к статистике постов и анализируем, что именно послужило причиной скачка. Например, с помощью статистики мы отследили, что посты с упоминанием спонсоров бренда работают плохо и внедрили рецепты, в которых продукт упоминается нативно. Охват и ER таких публикаций намного выше.

Также, поскольку аккаунт ориентируется на построение коммьюнити, мы анализируем, какие темы вызывают больший отклик и делаем на них ставку. Например, важная тема для вегетарианцев — споры с теми, кто не разделяет их образ жизни. Однажды мы сделали материал «Битва веганов и мясоедов», в котором описали стереотипы о веганах. За два часа пост набрал 400 лайков и 90 комментариев. Пользователи спорили друг с другом, некоторые критиковали аккаунт и грозились отписаться, но ушло всего 10 человек из 5000, а охват был очень высоким».

Провокационный пост о веганах и мясоедах подтолкнул к обсуждению и дискуссиям
Провокационный пост о веганах и мясоедах подтолкнул к обсуждению и дискуссиям

Еще один проект агентства — европейский музыкальный фестиваль Sziget имеет иную специфику. План публикаций сильно зависит от заказчика, который поставляет инфоповоды и контент, который нужно локализовывать. При этом основная задача аккаунта — продажи билетов на мероприятие, привлечение целевой аудитории. Соответственно, приоритетные показатели — количество переходов на сайт, CTR и соотношение переходов и продаж.

Роман Борисов, совладелец агентства Collective Media Solutions:

«В продвижении Sziget мы опираемся на рекламные объявления с прямыми переходами на сайт фестиваля, офлайн-акции с партнерами и рекламу в аккаунтах бренд-амбассадоров фестиваля. Однажды профиль фестиваля с прямой ссылкой рекламировал Юрий Дудь, после чего, разумеется, охват резко увеличился.

Но этот показатель здесь мало значим — важен прирост целевой аудитории, который конвертируется в продажи. Если цифры охвата выглядят внушительно, но при этом на сайт переходит 10 человек, а покупку совершает 1, то эффект, мягко говоря, слабый. Если охват составляет, скажем, 1000 человек, на сайт переходят 40% и 10% покупают билет — это уже неплохо».

Аналитика проходит так: сначала менеджеры смотрят, сколько было кликов на сайт с помощью внутреннего инструмента Инстаграма, затем считают, сколько продаж было в этот день и рассчитывают конверсию.

Кейс от агентства AGM Group: Недвижимость и мебельный центр

В портфолио агентства преимущественно проекты компаний, занимающихся строительством и недвижимостью, основная задача которых — имидж и узнаваемость бренда, а также повышение лояльности текущих клиентов.

Приоритетные показатели:

  • темпы роста подписчиков;
  • охват;
  • ER.

Мария Елисеева, руководитель SMM-отдела:

«Важно, чтобы прирост был плавным: спиралевидный или плавно растущий вверх. Скачки допустимы, если проводим конкурс или работаем с блогерами. Для ряда проектов важно количество сохранений. Например, посты с акциями, примеры работ, лайфхаки. Сохранения показывают, что пользователям интересен материал и они готовы к нему вернуться. Также отслеживаем число отписок, потому что важно видеть динамику, чтобы снижать этот показатель».

Практичный и полезный пост. Такие сохраняют и лайкают чаще всего
Практичный и полезный пост. Такие сохраняют и лайкают чаще всего

Один из клиентов агентства — мебельный торговый магазин. Цель продвижения — увеличить проходимость ТЦ в месяц. Основной показатель для кампании — охваты, дополнительный — вовлеченность. Агентство на старте отправляет в продвижение все посты и смотрит результаты. Если вовлеченность низкая, но охваты одинаковые, то усиливает постинг, где отдача выше. Аналитика показала, что прирост показателей обеспечивает полезный контент: подборки с продукцией магазинов, рассчитанные на решение проблемы, например, советы как сэкономить на ремонте с ориентиром на продукцию магазинов ТЦ.

Кейс от агентства «Сэр Лайкшер»: студия сайкла и фитнеса

Цель большинства проектов агентства — повышение продаж с помощью соцсетей. Основной показатель для них — количество клиентов, второстепенный — количество лидов.

Ростислав Головлёв, исполнительный директор агентства «Сэр Лайкшер»:

«Охват, лайки, комментарии и так далее — косвенные метрики для нас, но всё должно работать в комплексе. Залог успеха в аналитике: на постоянной основе уделять анализу статистики каждого аккаунта клиента минимум десять минут в день. Это поможет быть в курсе малейших изменений и на ходу вносить корректировки.

Для каждого проекта свои KPI, и обозначать их нужно после определенного периода работы. И, будем честны, далеко не во всех проектах необходимо их вводить. Социальные медиа завязаны на эмоциях и чувствах людей. Успех ждет того, кто эти тонкие материи смог уловить и удержать».

Ростислав привёл в пример проект, запущенный всего месяц назад — студию сайкла и фитнеса @boomcyclemoscow.

Пост с изображением, цепляющий чувства и эмоции подписчиков
Пост с изображением, цепляющий чувства и эмоции подписчиков

Работу с продвижением агентство разделило на два этапа. Перед запуском рекламных кампаний, основная цель которых — привлечение клиентов в студию, агентство подготавливает почву, меняя контент-стратегию и делая ставку на повышение вовлеченности, чтобы потенциальный подписчик попадал на активный привлекательный аккаунт. После подготовки рабочего блока публикаций начинается второй этап: запуск лид-форм, задача которых — привести аудиторию в профиль и побудить написать в Директ.

Выводы

Для анализа статистики в Инстаграме можно использовать базовые и сложные метрики. Базовые можно отслеживать с помощью встроенного инструмента. В некоторых случаях этого может быть достаточно, но сложные показатели позволяют проанализировать работу сообщества более углубленно. Это необходимо для оптимизации стратегии с заданными целями продвижения.

Аналитика метрик требует от менеджера аккаунта предварительного анализа задач самой SMM-кампании. Для каждого бизнеса набор приоритетных метрик и функции инструментов аналитики будут разными, и при правильном определении приоритетных показателей статистика станет главной опорой маркетинговой стратегии.