За этими стартапами стоит следить в 2018 году

12.04.2018

Продолжаем подводить итоги года. В этом материале мы собрали перспективные по мнению редакции российские (или имеющие российские корни) стартапы, которые определили 2017 год и точно о себе напомнят в ближайшие 12 месяцев.

В этом году выделить самые интересные стартапы оказалось не так просто. Почему?

Во-первых, 2017 год ознаменовался настоящим бумом ICO — и пока эксперты спорят, способны ли ICO убить венчур, деньги таким способом привлекли многие технологические проекты, достойные оказаться в наших итогах года. Среди «стартапов года» было решено оставить тех, кто выбрал для себя традиционный венчурный путь.Во-вторых, было приятно наблюдать, что некоторые стартапы из выбранных редакцией за прошлые годы остались в авангарде рынка и удерживают внимание инвесторов. Это, например, Luka (их новый сервис Replika, который создает цифровую «копию» человека, используя ИИ, недавно привлек $6,5 млн), NTechLab(алгоритм распознавания лиц компании высоко оценили власти США, в мае проект привлек $1,5 млн и активно работает с государственнымии частными компаниями) и VisionLabs(разработанная проектом система верификации приглянулась «Сбербанку», «Тинькофф Банку» и «Открытию»). Но на этот раз мы решили показать новые лица — тех, кому именно 2017 год принес особую известность в технологической сфере.

  • КритерииУ стартапа российские корни: как минимум один сооснователь — из России или выпускник российского вуза.
  • Возраст — не более 5 лет.
  • Привлечение или поиск венчурных инвестиций.
  • Компанию знают за рубежом: об этом говорит наличие публикаций в зарубежных СМИ, наличие клиентов и партнеров за рубежом или участие в зарубежных конкурсах и акселераторах.
  • Стартап был героем медиаповестки за прошедший год.
  • В основе проекта лежит технологическая инновация.

Стартапы в списке представлены в алфавитном порядке.

Animo

Основатели: Владислав Здоренко, Владимир Галченков, Анна Путинцева, Максим Сорокин, Никита Войтенко

Направление: PetTech

Технологии для домашних животных — не самая популярная область среди предпринимателей, но это не остановило Владислава Здоренко и его команду инженеров, которые запустили проект «умной» кормушки на основе технологий интернета вещей. В 2017 году Animo успел выйти в финал российского этапа конкурса Imagine Cup (ориентирован на стартапы, работающие на технологиях Microsoft) и поучаствовать в шоу «Битва технологий» — в итоге попал в топ проектов, команда получила 100 тысяч рублей на развитие, а Здоренко отправился на стажировку в китайский Шэньчжэнь. В сентябре Animo прошел в 13-й набор акселератора ФРИИ. В следующем году, рассказывает Здоренко, — снова Китай, уже в рамках акселератора Tsinghua Unversity School of Economics and Management Accelerator X-alerator.

Сейчас кормушки доступны для заказа в России за 7 тысяч рублей, пока они производятся вручную. Команда ведет переговоры с зарубежными инвесторами, собирается выйти на рынок Китая и снимать документальное кино о стартапе. В планах — запуститься на Kickstarter: как рассказал Rusbase Владислав Здоренко, в этом поможет Иван Клабуков из проекта HUDway Glass, ранее успешно завершившего краудфандинговую кампанию на платформе.

Apis Cor

Основатель: Никита Чен-юн-тай

Направление: 3D-печать

Иркутский предприниматель Никита Чен-юн-тай разработал мощный 3D-принтер для печати домов из фибробетона. Первый полноценный дом стартап возвел в феврале 2017-го в подмосковном Ступино: на печать здания площадью 38 кв.м у Apis Cor ушло 24 часа. Дом намеренно сделали необычной формы: так лучше видны возможности 3D-принтера в печати нестандартных конструкций. Сейчас стартап обещает за 24 часа напечатать уже дом в 100 кв.м, сократив при этом затраты на 40% в сравнении с традиционным строительством.

За прошедший год Apis Cor получил себе в клиенты девелопера ГК «ПИК», привлек в инвесторы Михаила Афонина (Voskhod Capital, сумма не раскрывается) и Rusnano Sistema Sicar (сумма также не раскрывается, но речь идет о вложениях до $6 млн).

Принтер полностью собирается в России, но у компании, которая зарабатывает услугами 3D-печати, также есть офис в Сан-Франциско. Apis Cor знают за рубежом: о проекте писали TIME, Quartz, Washington Post и другие авторитетные издания. В этом году РБК включил Никиту Чен-юн-тая в список «20 молодых и перспективных — 2017».

Wireless Lab

Основатель: Ярослав Гончаров

Направление: FunTech

Приложение FaceApp для обработки фото с помощью нейросети экс-руководитель направления мобильных платформ «Яндекса» и основатель Wireless Lab Ярослав Гончаров выгрузил в App Store в январе 2017 года. FaceApp может делать хмурые лица на фото более «счастливыми», изменять пол и возраст человека, автоматически улучшать внешность (правда, очень субъективно) и накладывать на фото другие интересные эффекты.

Чтобы стать вирусным, приложению понадобилось около четырех месяцев: к середине апреля FaceApp обосновался на верхушке Google Play и App Store. В декабре приложение вошло в топ App Store за 2017 год в категориях «Машинное обучение» и «Изменения лица» и стало одним из самых популярных за год в Google Play.

Improvado

Основатель: Даниил Кравцов

Направление: рекламные технологии

Стартап Improvado, который разрабатывает сервис для сбора и анализа данных с различных рекламных платформ (сейчас их более 50), был запущен сооснователем платформы RTB-Media и сервиса Rizzoma Даниилом Кравцовым после его переезда в США — в 2015 году. Основные клиенты проекта — рекламные агентства из Штатов, хотя работает компания по всему миру. Головной офис Improvado находится в Сан-Франциско, но сотрудники, как и клиенты, раскиданы по разным странам: к примеру, стать разработчиком Improvado можно в Томске.

В России о стартапе громко заговорили в октябре 2017 года — после того как проект привлек $3 млн от пула инвесторов из Кремниевой долины, среди которых оказались фонды 500 Startups, Nexus Venture и другие.Сделка произошла на фоне акселерации Improvado в 500 Startups. Инвестиции, по словам Кравцова, будут направлены на расширение команды и открытие представительства в Нью-Йорке в следующем году.

NativeOS

Основатель: Виталий Сотников

Направление: рекламные технологии

То, что сегодня большинство паблишеров делают руками с контентом, уже можно автоматизировать, уверен Виталий Сотников. Стартап с петербургскими корнями NativeOS с помощью искусственного интеллекта анализирует эффективность размещения тематической рекламы в видео и дает рекомендации по кампании.

За год проект, запущенный основателем агентства Chernika, успел завершить акселерацию в Generation S, побывать на стажировке в Кремниевой долине, пробиться в нью-йоркский Starta Accelerator и получитьот последнего $130 тысяч. Виталий Сотников ведет канал в Telegram, где рассказывает о жизни в Штатах глазами стартапа, ищет клиентов и готовится выпустить платформу на рынок США в 2018 году.

Stafory

Основатели: Владимир Свешников, Александр Ураксин, Алексей Костарев

Направление: технологии для HR

Компания Stafory разрабатывает решения в области технологий для HR. До этого года основным продуктом компании был маркетплейс, где работодатели размещали вакансии, а рекрутеры-фрилансеры могли подобрать персонал. Но известность Stafory принесла другая разработка — виртуальный ассистент на основе ИИ «Робот Вера», который был запущен в январе 2017-го и с тех пор успел наделать шума на HR-рынке.

«Робот Вера» помогает HR-специалистам искать сотрудников, приглашать успешных кандидатов на собеседования и даже проводить с ними видеоинтервью. С «Верой» компания смогла поучаствовать в «MЕГА Accelerator», засветиться на ТВ и заинтересовать технологией «ИИ для HR» крупных клиентов — «М.Видео», Burger King и «Пятерочку».

В феврале 2016 года Stafory прошел в седьмой набор акселератора ФРИИ и привлек 2,1 млн рублей, в сентябре того же года проект получил от ФРИИ еще 15 млн рублей, а в августе 2017 — еще 50 млн. Проект планирует экспансию на рынок США и уже делает первые шаги за рубежом: в октябре Stafory победил в конкурсе питчей в Амстердаме, проходившем в рамках международной конференции HR Tech World 2017, и получил €10 тысяч.

Semantic Hub

Основатели: Ирина Ефименко, Владимир Хорошевский, Виталий Недельский

Направление: медицинские технологии

Сервис Semantic Hub оценивает потенциальную эффективность лекарств, используя искусственный интеллект. Основные клиенты Semantic Hub — медицинские и фармацевтические компании, которым нужна технологическая поддержка в принятии решений из области R&D и маркетинга.

В мае этого года проект был признан одним из лучших российских стартапов в области digital-медицины по версии Bayer и ФРИИ, после — попалв тридцатку лучших международного акселератора Grants4Apps 2017 в Берлине. В августе Semantic Hub привлек 24 млн рублей. Одним из инвесторов раунда выступил ФРИИ, увеличивший долю в Semantic Hub до 22%: ранее проект уже прошел там акселерацию и получил 2,1 млн рублей в обмен на 7% компании.

TalkBank

Основатели: Михаил и Александр Поповы

Направление: финансовые технологии

«Банк в мессенджере» TalkBank был запущен в 2016 году и позволяет проводить денежные операции, используя чат-бота для Telegram. Бот работает с использованием технологий искусственного интеллекта, способен распознавать сообщения и взаимодействовать с пользователем. В планах разработчиков — запуститься в Viber и других мессенджерах, а также совершенствовать ИИ-составляющую бота — в частности, добавить рекомендательные консьерж-сервисы на основе собственной разработки.

В апреле этого года TalkBank участвовал в крупном международном конкурсе стартапов SeedStars World и вошел в топ-12 проектов. В июле — стал одним из трех победителей конкурса финтех-проектов SWIFT Innotribe Startup Challenge. В октябре TalkBank привлек66 млн рублей от ФРИИ (которые уже вкладывали в проект в 2016 году 2,1 млн в обмен на 7% компании) и нескольких частных инвесторов. Стартап оценили в 350 млн рублей. Сейчас TalkBank участвует в шоу «Идея на миллион» и ведет кампанию на Boomstarter.

Try.Fit

Основатели: Ваган Мартиросян, Майкл Уолдман и Сергей Завельский

Направление: технологии для ритейла

Фото: Сколково.
Фото: Сколково.

Стартап Try.Fit разрабатывает технологию виртуальной примерки обуви для интернет-магазинов на основе 3D-модели ступни. Проект был запущен в 2016 году, к концу года команда успела заинтересовать New Balance и Nike, к началу 2017 — запустить тестирование продукции с Adidas и «Эконикой». В ноябре 2017 проект привлек €250 тысяч от 1C — инвестиции пойдут, в частности, на производство 3D-сканеров (до этого в 2016 году Try.Fit получил $500 тысяч от группы инвесторов и €200 тысяч от бизнес-ангела Дмитрия Синицына, еще €50 тысяч вложил сам Мартиросян).

В этом году Try.Fit также побывал на технологическом ивенте Slush в Финляндии, на Paris Retail Week в составе делегации «Сколково» и вместе с TalkBank участвует в «Идее на миллион».

«Сурдо-онлайн»

Основатели: Сергей Махашев и Алексей Мельник

Направление: социальное предпринимательство

Платформа онлайнового сурдоперевода в видео была запущена Сергеем Махашевым и Алексеем Мельником в 2016 году, а уже в 2017 предприниматели вышли на месячный оборот в 500 тысяч рублей. Основные клиенты «Сурдо-онлайн» — государственные и частные компании, которые много работают с людьми и могут позволить себе платить за технологию десятки тысяч рублей в месяц. Среди компаний, которые уже используют сервис, — аптеки «Столички» и «Лаборатория Гемотест». Как рассказал Rusbase Алексей Мельник, недавно «Сурдо-онлайн» начала работать и с «Леруа Мерлен».

В 2017 году проект прошел в 12-й набор ФРИИ, получил pre-seed инвестиции в размере 2,1 млн рублей, стал одним из 25 лучших соцстартапов по версии акселератора АСИ, был представлен президенту, взял приз конкурса социальных проектов Sap UP — и в феврале отправится на обучение в Берлин. В ближайших планах проекта — выход на рынок Вьетнама.

источник: рбк