Когда сказать клиенту «нет»

22.06.2018

​​Новички на фрилансе часто хватаются за любого клиента. Такое рвение похвально, особенно когда вы работаете на портфолио, но лучше выбирайте клиентов обдуманно. В каких ситуациях лучше сказать «нет».

1. Если клиент не готов платить за ваши услуги, предлагает бартер, давит на жалость или вызывает чувство вины.

Фриланс — это своеобразный бизнес. Он строится на пользе и выгоде. Не поддавайтесь на такие уговоры, даже если брат друга умоляет помочь сделать лендинг, потому что он только начинает. Лучше используйте время с пользой: послушайте вебинар, напомните о себе бывшим клиентам, проведите время с семьёй.

Фрилансер — не благотворительная организация.

2. Если клиент посягает на личную жизнь и свободное время.

Если вас регулярно просят поработать на выходных, звонят, когда вы укладываете ребёнка спать, а просьбы уважать границы пропускают мимо ушей — смело отказывайте.

3. Если общаясь с клиентом вы чувствуете психологический дискомфорт.

Если вы настроены на длительное сотрудничество, ищите клиента, который будет подходить вам эмоционально, будет вас ценить, а вы будете его уважать или даже восхищаться. Тогда вы будете работать с энтузиазмом, захотите свернуть горы вместе с ним и сделать лучше, чем сами ожидали.

4. Если клиент вас использует вместо Гугла.

Бывает, что проект закончен, все довольны, но через время клиент вас дёргает и просит совет, то по одному, то по другому вопросу. Вам не сложно быстро сделать анимацию или подсказать, как пользоваться Канвой, и отказать не удобно. Помогите разок, но если такое происходит регулярно — учитесь говорить «нет». Берегите своё время, предложите за небольшую плату помогать с мелкими задачами или вежливо объясните, что у вас есть другие проекты с горящими сроками.

Вежливый – не значит услужливый.

5. Если клиент хочет того, что не соответствует вашим возможностям и навыкам.

Оцените себя. Если не разбираетесь в таргетинге и понимаете, что так быстро, как хочет клиент, не научитесь — посоветуйте ему проверенного специалиста в этой сфере. Иначе сделаете некачественно и подпортите репутацию. Если клиент требует волшебной стратегии с гарантией, что она принесёт ему миллионный доход в ближайшее время, и вы понимаете, что это нереально — не беритесь за проект. Вы же не Гарри Поттер и волшебной палочки у вас нет.

Не стремитесь заполучить всех клиентов, ищите тех, которые соответствуют вашим целям, ценностям и возможностям. Только так вы станете успешным.