Секреты картины "Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера

Голландская "Мона Лиза", "Девушка с жемчужной серьгой" изначально носила название ​​«Девушка с турбаном», и только во второй половине двадцатого века обрела свое нынешнее имя. То ли это дочь художника Мария, то ли любовница, то ли жена, то ли служанка, это навсегда останется загадкой, как загадкой осталась и вся жизнь художника.

Я предлагаю внимательно рассмотреть эту картину и насладится мастерством и гением мастера.

1. Фон.

Спустя 350 лет с момента написания картины фон ее изменился до неузнаваемости. Недавний анализ показал, что художник нанес прозрачную глазурь зеленой краски поверх темной. Первоначальный глубокий полупрозрачный зеленый фон должен был казаться гладким, глянцевым, твердым. Этот тон, контрастируя с теплым тоном кожи, вероятно, вызвал более яркий оптический эффект, чем тот, который можно наблюдать сегодня.

2. Тюрбан

Как и многие другие голландские художники, Вермеер с удовольствием добавлял нотку экзотики в свои картины, желая продемонстрировать свое техническое мастерство. Однако тип тюрбана, который носит молодая девушка Вермеера, настолько необычен, что в контексте европейской живописи не было найдено никакого разумного сравнения. Поэтому критики считают, что Вермеер черпал свое вдохновение не из реальности, ибо девушки в 17 веке тюрбаны не носили, а из искусства. Например, вдохновившись работой Михаэля Свертса "Мальчик в тюрбане".

Что касается непосредственного изображения тюрбана, то манера исполнения поражает. Сложная серия складок, которые, несомненно, были бы видны, были полностью устранены ради простоты.Синяя часть тюрбана была нарисована естественным ультрамарином, чрезвычайно дорогостоящим пигментом из измельченного лазурита, импортированного из Афганистана, который редко использовали современники Вермеера.

3. Лицо

До реставрации в 1994 года, картина была в плохом состоянии с эстетической точки зрения. Старые слои лака сильно облупились и их пришлось удалять, а поврежденные участки восстанавливать. Для создания мягких тональных переходов на лице, Вермеер, скорее всего, использовал мягкую кисть барсука, с веерообразной плоской щетиной, чтобы деликатно сочетать более легкий тон кожи с темными областями глубоких теней.

5. Нос.

Исследователи Вермеера часто отмечают, что мост носа изображен точно с цветом правой щеки. Линии правой стороны носа и ноздри теряются в тени, а левая сторона носа не показана совсем. Более того, синяя часть тюрбана была уменьшена до двух основных тонов ультрамаринового синего, одного светлее и одного более темного.

Эти и другие характеристики привели исследователей к мысли, что Вермеер создал свое произведение при помощи камеры-обскуры, для того чтобы убрать резкие линии и уменьшить диапазон света и тени.

6. Жемчуг

Жемчужная сережка яйцевидной формы висит свободно и неподвижно. Ее форма и блики переданы толстым белым пятном краски, который передает те же лучи света, которые направлены по лицу девушки, и мягким отражением, которое собрало часть света, отброшенного белым воротничком ниже. Вполне вероятно, что жемчужины такого размера и формы не существовало, и художник либо рисовал искусственный жемчуг, либо преднамеренно преувеличивал его размеры, что для такого мэтра совершенно не представляло затруднений.

7. Губы

Картина в 1994 году была полностью восстановлена в лаборатории со стеклянной стеной, через которую все желающие могли наблюдать над процессом работы. В итоге доселе скрытые тонкости картины, яркий цвет и невидимые раньше нюансы предстали зрителям. Так было обнаружено небольшое световое отражение вблизи левого угла губ девушки. Эта подсветка состоит из двух небольших бледно-розовых мазков краски.

8. Одежда.

Желтая одежда, которую носит молодая девушка, уникальна в творчестве Вермеера и, с технической точки зрения, вероятно, является одним из самых обобщенных визуализаций художника. Широкие, энергичные мазки подсказывают, а не определяют тяжелые складки того, что является или накидкой, или домашней деревенской одеждой. А одинокая полоска белой краски представляет собой часть предмета нижнего белья, которое носили под одеждой.

Это чувственная картина с девушкой, пристально смотрящей на зрителя широкими глазами с чуть приоткрытым ртом, гипнотизирует зрителя. Ее глаза смотрят на вас с любой точки, приводя вас в какой то трепет перед ней и перед ее создателем. Посмотрите на нее внимательно еще раз, как она прекрасна...

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал "ТАЙНЫ ЖИВОПИСИ".

Все фото взяты с сайта http://www.essentialvermeer.com
Все фото взяты с сайта http://www.essentialvermeer.com