Найти в Дзене

«Фрайди» Роберта Хайнлайна

Собственно, весь мир романа показан на обложке этого издания...
Собственно, весь мир романа показан на обложке этого издания...

Один из типичных романов «позднего» Хайнлайна, «Фрайди», повествует о нелёгкой жизни агента некоего тайного агентства, по имени Фрайди. Она – прекрасно подготовленный оперативник, умеющий выполнить задание и вернуться домой. Она – курьер на службе некой Конторы. У неё отличная память, сильные мышцы и прекрасная реакция. Она умеет убивать, почти не используя оружия, и она всегда выполняет задание. Её личность окутана тайной – примерно до середины книги…

Статья содержит очень много «спойлеров», частично раскрывающих происходящее в романе. Если вам хочется получить удовольствие от его прочтения – не читайте этот текст, пока не прочтёте книгу Хайнлайна. Но, честно говоря, несмотря на то, что мне книги Мастера всегда нравились, этот роман я читать не советовал бы. Слишком он… неприятный. Неприятный, в первую очередь, потому, что такое ощущение, автор сам не знал, о чём он хочет писать.

Итак, это «поздний» Хайнлайн, а это значит, что описанию мира, описанию техники и прочего – будет уделено минимальное внимание. Например, книга начинается с того, что Фрайди прибывает на Землю с Луны, попутно убивая нескольких людей, которые вели себя подозрительно. Она использует суборбитальный лайнер, уходит от камер видеонаблюдения, попутно рассказывая читателям, как именно уходить от слежки Системы. После того, как Фрайди прибывает в родной город, её встречают… с лошадью, запряжённой в карету. Карета, правда, от какой-то именитой фирмы, которая ранее машины делала, но, это именно карета, которую тянет лошадь. Почему так? Зачем? Почему не использовать что-то… более высокотехнологичное – непонятно. Зато, потом героиня попадает в плен – и Хайнлайн уделяет немало времени описанию тех, кто пытает героиню, кто её насилует, и как её пытают.

Вообще, так как для «позднего» Хайнлайна тема секса весьма актуальна, этому деле посвящена немая часть романа. Причём, сделано это, явно в ущерб описанию мира и событий, что там происходят. Я не про серию переворотов и разного рода террор, развернувшийся в середине романа. Я про то, что, например, США развалились на несколько чуть ли не полицейских государств, отношения между которыми оставляют желать лучшего.

Далее – это дикое соседство высоких технологий, таких, как орбитальный лифт, космические корабли, летающие машины, катящиеся дороги, суборбитальные лайнеры и прочее – с разного рода конным повозками, кораблями на гребных колёсах и прочим. Да, конечно, везде и всюду, от этого самого «парохода» на гребных колёсах, и до космического корабля, используется так называемый «шипстоун», но… Рассказу о том, что он из себя представляет, уделено не более абзаца. Зато описанию того, как Фрайди пыталась вступить в семью где-то в Новой Зеландии, и чем это кончилось – аж несколько страниц. Описание семьи, «Кошка-подножка», кто чем занимался, и к чему всё это привело – после того, как в этой семье узнали один секрет Фрайди…

Как я писал, тому, что происходит в мире, внимание почти не уделено. Зато сексуальным похождениям Фрайди… внимания уделено очень много. Во время перелётов она знакомится с капитаном суборбитального лайнера. Тот постоянно говорит, что лайнер всё равно управляется компьютером, так что пилот особо и не нужен. Но, это не важно. Важно то, что он даёт Фрайди свой номер, по которому с ним можно связаться, если что… И Фрайди связывается. Некоторое время они проводят вместе – она, капитан, его сестра и её муж, после чего Фрай дей и капитан летят к нему домой, в Канаду. И там повторяется всё то же самое – Фрайди, капитан и его жена…

При всём при этом, происходит масса событий, которые, наверное, должны что-то значить – террористические акты, государственные перевороты, страны закрывают границы, суборбитальные лайнеры не летают, перебраться из страны в страну становится крайне сложно. Но, так как всё вертится исключительно вокруг самой Фрайди и её окружения (обязательно – рассказ о кошках!), эти события происходят фоном. И даже то, что наша героиня всё же, добирается до базы, получает новое задание – ровным счётом ничего не значит…

Такое ощущение, что Хайнлайн повесил на каждой стене в романе, по «ружью Бондарчука» – это то ружьё, которое, в отличие от фразы А.П. Чехова «Если в первом акте на стене висит ружьё, то оно должно выстрелить», не стреляет вообще.

Потом начальник Секретной (!) Конторы (!) умирает – и кадровая служба, которая, к оперативным сотрудникам не имеет вообще никакого отношения, начинает всех выгонять…

Вообще, мне очень нравится творчество Роберта Хайнлайна. Он, как никто другой, умел придумывать мир, наполнять его событиями и запоминающимися персонажами. Но – «Фрайди», такое ощущение, не самый удачный его роман. У него есть ещё одно произведение, которое почти не вычитывалось, это «Не убоюсь я зла», но, когда Хайнлайн писал его, он находился в очень плохом состоянии здоровья. Фактически, на тот момент он был при смерти – но в тот раз «старуха с косой» прошла мимо. Что же касается «Фрайди», то сложно сказать, почему основной упор при написании сюжета был сделан на секс. Сама по себе, Фрайди, очень интересный персонаж. Учитывая все её особенности, которые она всё же использует, роман мог бы получиться очень интересным – например, будь он написан в жанре какого-нибудь шпионского боевика. Просто здесь есть всё ингредиенты, из которых можно сделать интересное произведение – сложная политическая обстановка, сильный и непобедимый главный герой (сама Фрайди), мир, которым, по сути, правит мегакорпорация («Шипстоун»)… Да тут можно было написать такого! Но, Хайнлайн ограничился тем, что слил, по сути, всё самое интересное. Я не буду рассказывать, чем роман закончился, хотя и очень хочется, так как такой финал – это уже очень сильно за гранью добра и зла.

Так что, читать этот роман, или нет – личное дело каждого. Советовать что-то я не стану. Мне лично роман не понравился – я читал его дважды, и первое прочтение совершенно не отложилось у меня в памяти, хотя другие произведения Хайнлайна я помню очень хорошо, даже те, что читал всего один раз и очень давно. При чтении постоянно было такое ощущение: «Сейчас, ещё немного, и начнётся то, ради чего мы все и читаем книги Хайнлайна. Сейчас, ещё немного, ещё чуть-чуть, вот-вот… И что это было?».

Собственно, может, я и неправ - но тогда я надеюсь, что кто-нибудь из читателей напишет тут, в обсуждении что-то типа "Так на самом деле, автор хотел сказать вот это - и вот это! Эх, а ещё считаешь себя знатоком Хайнлайна!". Ну, если кто-то так скажет - я буду только рад...

С Вами был Алексей Аряев. Спасибо, что прочли эту статью. У меня сейчас очень тяжёлое положение – на работе объявили, что в связи с тем, что денег нет, меня перевели на половину ставки. Это 12 000 в месяц. Жить на эти деньги невозможно. Конечно, я буду искать, куда устроиться ещё на половину ставки, но сразу я не найду. Мне надо пережить хотя бы месяц – полтора. У меня кредиты – за машину и долг по кредитной карте. С такими доходами мне это не вытянуть. Даже если я продам машину, я всё равно останусь должен банку… Так что – прошу о помощи… Вот мои реквизиты: 410011418909383 - яндекс-кошелёк, 4276 4800 1954 8968 - счёт карты сбербанк. Я же могу обещать и дальше писать интересный контент. Спасибо за помощь!

Фэнтези
6588 интересуются