Собор Страсбургской Богоматери

24.06.2018

Ещё на подъезде к Страсбургу его колоссальный контур возвышается над городом, устремляя острие своей резной башни прямо в небеса: Мюнстер-один из самых знаменитых и величественных готических соборов всего христианского мира, расположен на самом высоком месте города, там, где в III веке нашей эры находилось римское святилище, посвященное богине Аргенте. Строительство кафедрального собора продолжалось почти пять столетий, но вторая башня так и не была завершена.

В первую очередь, подойдя к кафедральному собору, стоит обратить своё внимание на величественные резные готические окна Мюнстера, на центральную неповторимую розетку, расположенную над входом в собор. Отдельного внимания заслуживают резные каменные водостоки, так называемые горгулии, выполненные в виде мифических монстров и диких животных. В Средние века люди верили в то, что эти исчадия ада отпугивают силы зла от христианских церквей и соборов.

Незабываем и фигурный пантеон, вырезанный руками средневековых камнерезов на фасаде сооружения: реализованные в плоти камня легендарные страницы Ветхого и Нового заветов, апокрифические произведения христианских литераторов, религиозные предания, например, занимательные жития святых из «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, написанной в 1260 году.
Именно из этого манускрипта в массовое христианское сознание проникли рассказы о том, что Георгий боролся с драконом, что Мария Магдалина была блудницей, а волхвы — не простыми магами, а загадочными восточными царями Гаспаром, Мельхиором и Бальтазаром.

Слева от входа в собор, в верхней части стрельчатой арки обратите внимание на групповую композицию людей, вырезанных из бурого песчаника, в натуральную величину: молодой человек с яблоком в руке, облаченный в аристократические одежды времен Средневековья, а рядом с ним, по левую от него руку-три молодые дамы, как бы это сказать помягче, не совсем со здоровым выражением на их лицах. Это героини знаменитой притчи Иисуса «О десяти девах», изложенной в Евангелии от Матфея.

Но в данной скульптурной композиции наблюдается и вольная трактовка автором оригинального содержания и замысла притчи (своеобразный палимпсест первоначальной идеи): молодой человек с яблоком в руке-некто иной, как Князь мира сего, то есть Люцифер, Дьявол.

Им было наполнено сознание средневекового человека в достаточной мере. Три дамы рядом с ним-это и есть те самые нерадивые и глупые жены с пустыми светильниками из притчи Иисуса, которые вышли встречать жениха на дорогу.

Честно говоря, глядя на такого потенциального «жениха» (Люцифера, Сатанаила), я бы на их месте, вообще остался дома, а светильники спрятал бы куда подальше!

С обратной стороны кафедрального собора Мюнстер также заслуживают внимания две каменные скульптуры, олицетворяющие собой символическую фигуру победившей и коронованной Экклезии, христианской церкви, в руках которой-«всепобеждающий» епископский жезл и чаша Грааля-чаша Святого Причастия и рядом-поверженную и скорбную фигуру «старшей сестры» христианской церкви - синагогу, с завязанными глазами, сломанным копьем и отвергнутым Талмудом или каменной Скрижалью.

Не углубляясь далее в теологические дебаты, скажу только, что данный скульптурный комплекс очень ярко иллюстрирует эсхатологические настроения и особенный характер религиозной жизни народных масс, господствующие в сознании европейского населения и их «добрых церковных пастырей» в Средние века, а сам, кафедральный собор Мюнстер является ярким примером стиля «пламенеющей готики» и бесспорным шедевром средневековой архитектуры.

2011 Сергей Штельманн