Танец в живописи

02.05.2018

Танец считают древнейшим из искусств, так как именно язык тела – наиболее доступный способ передавать другим людям свои эмоции. Некоторые исследователи называют танцы одной из форм проявления сексуальности человека. Но вне зависимости от происхождения этого вида искусства живопись не могла обойти танец стороной. Уже на античных амфорах достаточно часто встречаются изображения танцующих. В Средние века отношение к танцу стало негативным – церковь считала пляски греховными, поэтому нет ни одной картины этого времени, изображающей танцующих людей.

Эпоха Ренессанса реабилитировала увлечения человека танцами, но картинах они встречаются также редко. Из «танцевальных» работ этого периода можно лишь вспомнить полотна Сандро Боттичелли «Три грации» и «Весна», и то с некоторой натяжкой.
Только единичные картины, посвященные танцам, можно найти в европейском искусстве 15 – 19 веков. Танцоры крайне редко становились объектом интереса художников, и, еще реже могли заказать свой портрет. Среди картин этого времени выделяется картина французского живописца Никола Пуссена «Танец под музыку времени» (1630.) Она отличается от других работ своего времени обращением к искусству античности, поэтому танец у Пуссена приобретает свободу и эмоциональность.

Коренным образом изменили отношение к танцам в живописи импрессионисты. Практически у всех видных художников-импрессионистов есть картины, посвященные танцам. Например, у Ренуара есть целая серия работ, которая начинается большим полотном «Танцы в Мулен де ля Галет» (1876), дальше развивает ее в «Танце в городе» и в «Танце в Бужевале» (пригороде), а заканчивает «Танцем в деревне». Но на картинах Ренуара танец является только фоном, художник больше внимания уделяет своим персонажам, тому, как люди различных сословий общаются друг с другом. Творчество Анри Матисса считается одним из самых тяжело воспринимаемых среди основателей импрессионизма. Считается, что понять стиль художника нужно увидеть сразу много его работ в одном месте. Но среди его картин есть работа с говорящим названием «Танец». Здесь художника привлекает именно экспрессия танцевального движения, он показывает, как обезличенные фигуры сливаются в едином порыве. Не всем известно, что у Матисса есть и вторая картина с таким же названием «Танец». Но признанным мастером танца в импрессионисткой живописи был Эдгар Дега, которого называли живописцем танцовщиц. Художник увлекся балетом в 1870 годы и до конца жизни увлекался этим искусством.

В ранних картинах Дега танец – это сказочный мир гармоничных форм и красок. Яркий пример - «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле-Пелетье» (1872). Центром картины является пустое пространство, именно туда стремится солистка, у которой заметно волнение перед выступлением. Это пустое место на картине только усиливает напряженность молодой фигуры танцовщицы. Другая работа этого периода – «Танцевальный класс» (1874). Здесь выделяется фигура Жюля Перро – балетмейстера, мастер романтического балета. Каждая балерина занята своим делом. Эти танцовщицы еще хрупкие, одухотворенные и изящные девушки, в дальнейшем Дега все чаще изображает их усталыми, изможденными, угловатыми, нескладными и обреченными, словно открыв для себя обратную сторону балета. Большой интерес для художника представляли сценические репетиции. На таких картинах Дега старается передать нервозность процесса особой гаммой, которая напоминает колорированную черно-белую фотографию, угловатостью линий, усталостью на лицах балерин. Конечно, одна из самых известных танцевальных картин художника «Голубые танцовщицы», которая удивляет удивительной поэзией линий и цвета. Хотя картина статична, движение балерин ощущается в каждом мазке.

Отдельную группу составляют картины, изображающие танцовщиц на сцене. На этих полотнах открывается совсем другой мир, полный ярких красок, иллюзий и превращений. Например «Балет» и «Балетный спектакль, вид на сцену из ложи» "Завершающий арабеск". На этих картинах кроме сцены изображен и «кусочек» зрительного зала. Благодаря этому контрасту волшебство балетного мира становится более явным. На картине «Завершающий арабеск» танцовщица держит в руке подаренный букет, который отражает контраст торжества от удачного выступления и усталости балерины. Импрессионисты открыли для живописи искусство танца, и в 20 веке для многих художников эта тема стала одной из самых любимых.