Ребенок идет в детский сад! Главные признаки сложной адаптации!

Принято считать, что самый подходящий детский возраст для поступления в детский сад - три года. Во-первых: закончился декрет и надо работать, во-вторых: ребенок уже неплохо соображает и кое-что умеет, в-третьих: так, все делают! На основании этих выводов, как считают мамы, можно совершенно спокойно отдавать ребенка в дошкольное учреждение!

Однако, уже в первые дни посещения детсада появляются изменения в поведении детей! Появляется молчаливость и задумчивость, пропадает радостное расположение духа, не наблюдается никакого энтузиазма от посещения детсада, появляются капризы и истерики, обнажающие враждебное отношение ребенка ко всему, что связано с детским садом. Конечно, не у всех детей, такие выраженные реакции в период адаптации, но приблизительно 30% детей, переживают затяжной стресс в той или иной степени тяжести!

Психологи утверждают, что стресс адаптационного периода, может оказывать такое же влияние на организм ребенка, как первый полет космонавта на орбиту Земли! Если выраженность стресса у ребенка минимальна, то со здоровьем малыша все будет в порядке. Но, если выраженность велика, то он может испытать психоэмоциональный срыв, который резко снижает иммунитет, и, как следствие - заболеть! Главный вывод, который должны запомнить родители, состоит в том, что адаптация бывает разная. У одних детей легкая и почти незаметная, а у других - тяжелая и с возможными негативными последствиями.

Таким образом, становится очевидна задача родителей, в течении адаптационного периода: внимательно наблюдать за поведением ребенка. Выявлять малейшие признаки стресса, с целью не доводить психическую нагрузку до возможного срыва. Существует ряд критериев, по которым можно определить наличие опасных тенденций в поведении ребенка, однозначно свидетельствующих, о высокой вероятности психоэмоционального срыва. Будет лучше, если эти критерии будут известны всем родителям! Итак, они следующие:

Отрицательные эмоции. Проявления негативных эмоций могут быть различными: от еле уловимых интонаций, до сильнейших депрессий, сопровождающихся стремлением к уединению и молчанию, отсутствием интереса к играм. Состояние характеризуется резкой сменой активности. Сидит ребенок в уголке, ни с кем не разговаривает, не играет, не отвечает на вопросы. Затем внезапно срывается с места, мечется по группе, бежит в определенном направлении: то к окну, то к выходу из группы. На пути к своей цели пытается вырваться, из цепких рук нянь и воспитателей, преграждающих ребенку его стремительный бег. Добравшись с таким трудом к окну или выходу он начинает отчаянно плакать и звать маму... И так, несколько раз в день... И так, уже несколько дней....

Одним из самых распространенных признаков отрицательных эмоций является плач ребенка. Каждое утро как Вы его приводите в сад, он начинает плакать. Диапазон силы плача может быть разным. От сильных истерик до еле слышного, но настойчивого хныканья. Таким образом малыш заявляет о своем протесте, выражает нежелание мириться с необходимостью расставания. Повторяющиеся каждый день протесты - яркий сигнал, что стресс затянулся и адаптация тяжела для Вашего ребенка.

Страх. Это обычный попутчик всех отрицательных эмоций у детей. Где страх, повышенная пугливость, вздрагивания от неожиданных или громких звуков, трудности с ночным сном, ожидание чего-то плохого - там и стресс. Малыш может бояться абсолютно всего: незнакомой обстановки, неизвестных детей, воспитателей, а главное - появляется страх, что Вы его забудете в саду и не заберете вечером домой!

Гнев. Часто на фоне стресса, включаются подсознательные механизмы защиты. А лучшая защита - это нападение! В поведении ребенка наблюдается агрессивное поведение, даже в казалось бы совершенно безобидных ситуациях. Степень и выразительность агрессии также могут быть разными. От гневных гримас на лице, до попыток нападения на обидчика. Поведение ребенка напоминает состояние вулкана, готового в любой момент начать извергаться со страшной силой!

Избирательность контактов. Дети, испытывающие адаптационный стресс, часто мало общаются в группе со сверстниками. Потому что, дети в своей массе, не нравятся Вашему ребенку, кажутся не воспитанными, слишком агрессивно себя ведут. Малыш с первых дней стремится к уединению. Бывает ребенок начинает самостоятельно инициировать контакты, но только со взрослыми: няней, воспитателем, и даже - медсестрой. Внешне это выглядит, как некий прогресс в поведении ребенка, начало социальных контактов по собственной инициативе, после периода молчаливого отсутствия. Однако, это далеко не так. Напротив это тревожный сигнал. Избирательность контакта (только со взрослыми), свидетельствует лишь о том, что ребенок сильно напуган новым коллективом, ему сложно адаптироваться и принять все то, что вытворяют дети, и он идет на контакт с одной лишь целью - спастись! Взрослых он просит только об одном - увести его домой к маме, или хоть куда-нибудь, лишь бы не оставаться в обществе детей, таких для него странных и неприемлемых!

Познавательная деятельность. На фоне стресса познавательная деятельность резко угасает. Игры не интересуют. Рисунки свободной темы обладают негативным сюжетом, в центре идеи - семья. Ребенок тоскует, от того постоянно рисует семью, паму и маму и себя между ними. Он ищет защиту....

Социальные навыки. На фоне сильного стресса, дети часто теряют приобретенные ранне навыки. Например, могли завязывать шнурки, а теперь почему-то не получается. Или сами одевались, но сейчас это получается плохо и неаккуратно. Забывают, например пользоваться носовым платком. Забывают когда нужно говорить спасибо, а когда пожалуйста. Такое поведение часто вызывает насмешки сверстников и упреки "недалеких" воспитателей, что усугубляет стресс ребенка и осложняет адаптацию.

Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса, ухудшается речь, словно регрессируя, сокращается используемый словарный запас. Употребляются простые слова из периода младенчества, пропадают в речи многосложные предложения, уступая место односложным. Скудные связи в словосочетаниях, почти нет существительных и дополнений, часто только глаголы и личные местоимения: Я пришел. Она сказала. И так далее.... Это верный признак тяжелой адаптации, требующий усиленной помощи родителей по восстановлению речи. Для этого читаем сказки, спрашиваем что понял ребенок из прочитанного, помогаем пересказать....

Двигательная активность. Если адаптация проходит сложно, то у детей наблюдается сниженная активность, некоторая заторможенность, медлительность. Однако не следует путать с двигательной активностью причиной которой является темперамент ребенка. Этот критерий необходимо рассматривать в динамике. Нужно сравнить активность до детсада и после поступления в дошкольное учреждение. Если она значительно сократилась, то это может свидетельствовать о возможном стрессе.

Сон. Дневной сон отсутствует вообще, либо прерывистый с частыми пробуждениями, во сне ребенок что-то бормочет и всхлипывает. Ребенок помнит только начало сна и никогда не помнит конца... Такое течение сна - верный признак тяжелого стресса.

Аппетит. Стресс всегда снижает аппетит. Возможны ситуации полного отсутствия аппетита продолжительные периоды. Ребенок ест просто потому, что всех садят за стол обедать. Часто оставляет недоеденным и первое, и второе. Нет любимых блюд. На вопрос родителей "Что ты кушал сегодня?" , малыш затрудняется дать ответ, не понимает как описать употребляемую пищу. Не запоминает вкусовые качества, либо наоборот фокусирует внимание на невкусной пище.

Зная описанные в статье признаки стресса, родители смогут своевременно обнаружить риск психоэмоционального срыва. Для этого старайтесь быть крайне наблюдательными в первые месяцы посещения детсада, особенно первые дни... Задавайте подробные вопросы воспитателям, о поведении Вашего ребенка, интересуйтесь как он играет, как общается, как спит. Узнавайте все, что касается спокойствия и душевного комфорта малыша.

Внимательно слушайте ответы и определяйте насколько сложна адаптация для Вашего ребенка! Если по сумме факторов и наблюдений окажется, что Вашему ребенку сложно адаптироваться, постарайтесь найти способ отложить посещение детсада, на один год. Не стоит обращать внимание на общепринятые стандарты и стереотипы. Помните, что все дети разные, у каждого ребенка свой период становления психики, ее закалки, свои особенности, особенный эмоциональный фон и так далее... Поэтому мучать неподготовленных детей, совсем не обязательно!

P.S. Подписывайтесь на канал "НАШИ ДЕТИ", у нас много интересного и полезного! На странице есть кнопка "Подписаться". До новых встреч, и любите детей!