Разбил бутылку в магазине - нужно ли платить

Каждый из нас практически ежедневно посещает продуктовые магазины - одни просто заходят купить хлеба, а другие скупаются по полной программе. Однажды мне позвонила подруга вся в слезах и взахлеб начала рассказывать о том, как ей срочно нужно заплатить три тысячи за коньяк в магазине, так как она его разбила. Я сразу же туда подъехала и была в замешательстве, удивлении и возмущении. Именно данное событие и побудило меня к написанию этой статьи. Рассмотрим алгоритм действий в подобной ситуации

1. В первую очередь, если обратится к законодательству, то в статье 459 ГК РФ четко прописано, что до тех пор, пока покупатель товар не оплатил за все риски отвечает продавец. Следовательно никто не имеет права требовать с Вас оплату разбитого товара непосредственно в самом магазине. Единственный способ заставить Вас оплатить товар - магазин должен в судебном порядке доказать, что ущерб был нанесен умышленно. Если охранник магазина принудительно Вас держит и отказывается выпускать - напомните ему про статью 203 УК РФ - лишение свободы в срок до 7 лет при превышении полномочий сотрудниками ЧОП. Объясните ему, что Вы согласны оплатить товар, но только после того, как получите на руки решение суда не в Вашу пользу.

2. Следующим пунктом предлагаю рассмотреть те варианты, когда действительно рано или поздно платить придется:

  • взяли товар в руки и по неосторожности его выронили и разбили
  • к порче товара привело Ваше "неестественное поведение", такое как драка, бег, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.д.
  • Вы умышленно взяли бутылку в руки и со всей силы разбили её о стену

Если хотя бы одно из вышеперечисленных действий имело место - лучше заплатите мирно в магазине и разойдитесь с охранником каждый своей дорогою. Если магазин на Вас подаст в суд - платить здесь будет необходимо без вариантов.

3. В любом другом случае, разбитая бутылка - это не Ваша забота. Рассмотрим эти случаи:

  • в торговом зале узкие проходы, или эти проходы завалены коробками или какими-то другими преградами. Узкость прохода можно замерить рулеткой, и если Вы уж столкнетесь с такой бедой, как разбитая бутылка - можете смело просить рулетку. Вся информация прописана в двух документах - ГОСТ 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий" и СНиПу 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения"

1,4 м - при торговой площади до 100 м2;

1,6 м - при торговой площади св. 100 до 150 м2;

2 м - при торговой площади св. 150 до 400 м2;

2,5 м - при торговой площади св. 400 м2.

  • товар расположен неустойчиво и взяв одну бутылку - Вы разрушили всю конструкцию
  • Вы испортили товар, так как подскользнулись на мокром полу
  • товар упал с кассовой ленты

В этих случаях никто не имеет права требовать с Вас какого-то возмещения ущерба

4. И всё же администрация или охранник вступили с Вами в спор на тему оплаты клятой бутылки. Какие Ваши действия?

  • во-первых смело требуйте жалобную книгу и подробнейшим образом опишите там произошедшее событие
  • потребуйте от администрации составить акт о порче товара и опишите там своё виденье ситуации - мокрый пол, либо узкие проходы.
  • заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей (это могут быть Ваши родственники и друзья)
  • сообщите о том, что оплачивать на месте Вы не намерены, а если администрация желает взыскать с Вас эту сумму - до встречи в суде. В 99% никто с Вами судится не будет, так как если начнутся проверки, и проходы в магазине действительно узкие - штрафы магазин ждут гораздо выше стоимости разбитой бутылки.
  • учтите, что для составления акта потребуются Ваши паспортные данные. Не вздумайте отдавать паспорт администрации для заполнения - продиктуйте Ваши данные. Но делать Вы это не обязаны, так как документы у Вас могут требовать только сотрудники полиции, а никак не продавцы или охранники.

Удачи Вам и всегда помните о своих правах!