Хит-трюк: как жители острова Пасхи увенчали свои огромные статуи.

Легко просто смотреть на пирамиды или гигантские каменные статуи острова Пасхи и удивляться, как их построили древние цивилизации. В то время как теоретики заговора быстро приписывают инопланетян и считают дело законченным, и это действительно не оправдывает инженерную изобретательность древних людей. Теперь антропологи выдвинули новую теорию о том, как люди острова провернули свой впечатляющий «шапочный трюк».

Почти 900 внушительных статуй Моаи - это невероятно изолированный остров Рапа Нуи, более известный всему миру как остров Пасхи. Высеченные в период между 300 и 900 лет назад, эти гигантские каменные статуи достигают до 10 м в высоту и веса до 81 тонны, сто делает их чудесами техники для своего времени.

Чтобы все это покрыть, некоторые из Моаи носят шляпы, известные как пукао. Но эти шляпы - это не просто часть статуи - это отдельные куски, сделанные из разных пород. Моаи в основном вырезаны из вулканического туфа, а пукао сделаны из красного вулканического шлака, который находится в другом карьере в 12 км от того места, где был найден вулканический туф.

Карта острова Пасхи, включая места c  пукао (зеленые пятна) и два карьера - Puna Pau, откуда появился красный  вулканический шлак для шляп, и Рано Рараку, где был найден вулканический  туф для статуй. Фото: Lipo / Hunt / Hixon / и другие.
Карта острова Пасхи, включая места c пукао (зеленые пятна) и два карьера - Puna Pau, откуда появился красный вулканический шлак для шляп, и Рано Рараку, где был найден вулканический туф для статуй. Фото: Lipo / Hunt / Hixon / и другие.

Одна из статуй Моаи, увенчанная шляпой пукао. Фото: Sean Hixon/Penn State
Одна из статуй Моаи, увенчанная шляпой пукао. Фото: Sean Hixon/Penn State

Неизвестно, как люди Рапа Нуи переправляли шляпы по всему острову, прежде чем поднимать их - учитывая, что они могут весить до 13 тонн каждая - на вершину высоких статуй. Исследователи из Университета штата Пенсильвания приступили к определению наиболее вероятного метода, основанного на форме и особенностях как шляп, так и статуй.

«Нам было интересно выяснить способ транспортировки шляп и размещения шляп, которые лучше всего согласуются с археологическими данными», - говорит Шон Хиксон (Sean Hixon), соавтор исследования. «Мы предположили, что все они были перевезены и размещены одним и тем же образом. Поэтому мы искали объекты и особенности, которые были одинаковыми для всех шляп и всех статуй».

Используя технику топографической фотосъемки и 3D-изображения, команда обнаружила, что у всех шляп были углубления на их основаниях, которые были сконструированы так, чтобы аккуратно монтироваться на головы Моаи, словно это гигантские фигуры конструктора Лего. Но не было повреждений мягкого камня по краям этих углублений, что свидетельствует о том, что они не были вставлены на место.

Ранее предполагалось, что шляпы соединялись с головами до того, как статуи были возведены, но есть много доказательств обратного. Из-за их огромного размера, когда статуя заваливалась во время транспортировки, жители Рапа-Нуй имели тенденцию просто оставить ее там, где она упала, но нет никаких пукао или следов красного вулканического шлака вокруг любой из этих брошенных статуй Моаи.

Авторы исследования Карл Липо (слева) и Терри Хант (справа) рассматривают пукао на земле. Фото: Sean Hixon/Penn State
Авторы исследования Карл Липо (слева) и Терри Хант (справа) рассматривают пукао на земле. Фото: Sean Hixon/Penn State

Однако там, есть следы красного вулканического шлака, находящиеся вокруг оснований стоящих статуй с пукао, что указывает на то, что рядом с объектом были сделаны дальнейшие работы по резьбе. Исследователи из штата Пенсильвания считают, что жители Рапа Нуи подкатывали цилиндрические блоки скал до подножия Моаи, затем вырезали шляпы и поднимали их. Это подкрепляется наблюдением больших блоков красного вулканического шлака вокруг острова, предполагая, что это заброшенные пукао.

«Лучшее объяснение транспортировки пукао из карьера - это перекатывание сырьевого материала в место, где стоят статуи Моаи», - говорит Карл Липо (Carl Lipo), соавтор исследования. «Чтобы оказаться на Моаи, пукао подкатывались по большим наклонным плоскостям на вершину стоящей статуи, используя технику подъема груза по настилу».

Подъем груза по настилу, исследователи объясняют, является древним методом перемещения круглых объектов по наклонной плоскости, трапу. Если бы жители Рапа Нуи использовали эту технику, они бы построили деревянный трап с земли на вершину головы Моаи. Середина длинной веревки прикреплена к высокому концу трапа, так что два конца пробегают по длине трапа и достигают нижней части трапа. Концы веревки проходят под пукао и обратно наверху, где группы людей могут затем потянуть ее вверх по трапу.

Диаграмма того, как люди Рапа Нуи  могли использовать технику подъема груза по настилу, чтобы поднять  огромные каменные шляпы на головы статуй. Фото: Sean Hixon/Penn State
Диаграмма того, как люди Рапа Нуи могли использовать технику подъема груза по настилу, чтобы поднять огромные каменные шляпы на головы статуй. Фото: Sean Hixon/Penn State

Это делает работу намного проще и безопаснее, поскольку меньше людей могут быть раздавлены, подталкивая пукао вверх по трапу сзади. Похоже, что это большая работа, по оценкам исследователей, для установки пукао на голову статуи требуется не менее 15 человек.

Некогда на правильной высоте цилиндры были вырезаны в форме шляпы, повернуты на 90 градусов и перемещены по наклону на место на голову статуй с помощью деревянных рычагов.

«Это первый раз, когда кто-то систематически изучал доказательства того, как гигантские шляпы были размещены на вершине головы массивных статуй острова Пасхи», - говорит Липо. «Наша работа сочетает в себе новейшее передовое трехмерное моделирование с анализом артефактов и модели из физики, чтобы получить лучший ответ».

Исследование было опубликовано в Journal of Archaeological Science.

Источник: New Atlas / Penn State