Самая дорогая картина в истории Sotheby’s - полотно Амадео Модильяни продано за 157.2 миллиона $

15.05.2018

Amedeo Modigliani, Nu couché , 1917.  (©SOTHEBY’S)
Amedeo Modigliani, Nu couché , 1917. (©SOTHEBY’S)

14 мая прошел очередной аукцион Sotheby's , и на этот раз на торгах была совершена рекордная сделка аукционного дома - 157.2 миллиона $!

За такую цену была продана картина итальянского художника Амедео Модильяни "Nu couché" ("Лежащая обнажённая", 1917). Однако, эта проданная работа не сумела превзойти рекордную стоимость творчества художника три года назад , когда на аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2015 году за 170,4 миллиона $ была продана картина из той же серии работ "Nu couché" ("Лежащая обнажённая") , написанная в 1918 году.

В чем особенность полотен Модильяни и чем вызван интерес к его творчеству у современных коллекционеров?

"Лежащая обнажённая" по своим размерам (1,46 м на 89 см) является самым большим полотном, когда-либо написанным художником. Работа является частью серии из 22 портретов ню, девять из которых все еще находятся в руках частных коллекционеров. Но не только этот факт делает работу такой исключительной.

При жизни художника картины не имели значительного успеха, они стали популярными лишь после его смерти. Но сейчас публика по-новому стала смотреть на творчество Модильяни, рассматривая в нем то, что не могли оценить современники автора. В презентации на аукционе сопредседатель кафедры импрессионизма и современного искусства Sotheby`s Саймон Шоу описал серию работ "Nu couché", как революцию в искусстве « обнаженной » живописи, при этом также назвав работу, проданную в понедельник как «сдержанно радикальную».

На картине изображена женщина с блестящими, пылкими глазами, которые уверенно смотрят на зрителя. Стоит отметить, что в западном искусстве того периода на обнаженных портретах женщина обычно отводила глаза от зрителя, чтобы ее можно было увидеть мужским взглядом. А здесь мы видим девушку уверенную в себе и в своем внешнем виде, которая сама является главным персонажем и смотрит прямо в глаза зрителю, точно также как «Олимпия» Эдуарда Мане.

Основной творческий период Модильяни пришелся на время его жизни в Париже, когда он творил на Монмартре. Художник известен своими меланхоличными портретами, различными изображениями своей жены Жанны Эбютерн. Однако, в творчестве Модильяни был период, когда под покровительством арт-дилера Леопольда Зборовски, он сосредоточился на работе в жанре ню, и в 1917-1918 годах создавал серию работ "Nu couché", которая стала отличной от всех предыдущих творений мастера. В них автор делает акцент на выражении контуров тела и физической красоты женщины, уверенной и самодостаточной. Именно эти взгляды близки современному обществу. Это подчеркнул представитель Sotheby's, который назвал картину воплощением эмансипации женщины -«хозяйки самой себя».

Эта работа, как полагают, была показана на индивидуальной выставке Модильяни лишь однажды в год ее создания, а несколько лет спустя после смерти художника она была куплена в Париже японским коллекционером, а затем представлена ​​в Японии в 1934 году.