Руководство – самостоятельная диагностика подержанной машины при покупке

Для кого? Полезное пособие для тех, кто планирует приобрести подержанную машину.

Цель? Руководство призвано выявить недостатки при покупке БУ автомобиля сразу на месте продажи своими силами.

Рекомендации:

Прежде, чем оформить сделку купли/продажи РЕКОМЕНДУЮ пройти полную проверку в автосервисах, НО избегайте СТО

Также не стоит доверять словам о капитальном ремонте и различным квитанциям - подобные квитанции продавец мог получить у знакомых, работающих на СТО и выдать за покупку и установку оригинальных , либо дорогостоящих деталей для своего автомобиля.

Избегайте продаж по доверенности – это может принести множество проблем с оформлением документов на автомобиль. Но, если уже купили, НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ переоформление автомобиля на потом.

Помните, что подержанная машина уже физически не может находиться в идеальном техническом состоянии. Даже дилеры предоставляют гарантию на новые автомобили не более 3 лет. Уже после 5 лет а то и раньше, даже при бережной эксплуатации, машина находится на грани предстоящего ремонта. Это означает, что в ближайшее время обязательно потребуется ремонт и вся ответственность и затраты возлагаются на продавца поддержанного автомобиля. И всё будет зависеть от того, расскажет ли он честно о состоянии машины либо попытается скрыть все недостатки, в целях продать автомобиль подороже.

Итак, с чего начать:

ОСМОТР КУЗОВА

В первую очередь необходимо проверить все зазоры на подвижных частях автомобиля. У ВСЕХ дверей зазоры должны быть одинаковыми, а положение дверей относительно друг друга не должно расходиться рис.1

Если у дверей разные зазоры , это может быть признаками замены дверей, вероятность участия автомобиля в ДТП.

Зазоры на капоте и багажнике можно измерить линейкой (отклонения 1-2 мм считается нормой).

Далее проверьте все петли и доводчики багажника. Если дверь открывается со стуком ( будто кто пинает), это говорит о деформации металла (небольшая авария). Если дверь открывается плавно, но, чтобы распахнуть дверь полностью нужно приложить усилие, это говорит о замене двери, либо о том, что машина всю зиму простояла под снегом.

Теперь следует поискать рыжиков на кузове автомобиля. Их любимые места это днище, подкрылки и за бамперами. К сожалению, при осмотре заглянуть под бампера автомобилю не получится.

Днище нужно просматривать ОБЯЗАТЕЛЬНО, особенно, если машине более 7 лет. Также часто гниют пороги и крылья.

Как выявить скрытые повреждения? Самое простое – это неровный слой краски(вздутая краска, а также зернистость и волнообразный слой краски) говорит о том, что краску нанесли на кузов даже не зачистив от ржавчины, либо не покрыли грунтом перед покраской. Как проверить? Можно простукать эти места любой металлической палочкой – если звук удара отличается от простукивания вокруг этого участка, то скорее всего – этот участок был повреждён и рихтован.

Любая царапина, скол , и, даже неудаляемые пятна на кузове автомобиля, являются предметом для разумного торга.

Всегда обращайте внимание на грязный кузов, так как некоторые продавцы умышленно стараются под слоем грязи спрятать дефекты. Увидели грязь – попросите продавца её смыть(либо договоритесь о визите на авто-мойку за счёт продавца). Помните, что ответственный продавец подготавливает хороший автомобиль к продаже, чтобы он выглядел презентабельно. Проблемный же автомобиль продать сложнее ( да и в цене он будет уступать) , и некоторые нечестные продавцы вынуждены прибегать к различным уловкам и хитростям, чтобы продать свою развалюшку подороже.

ПРОВЕРКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

При первом же запуске двигателя обратите внимание на поведение автомобиля.

Плавный пуск двигателя означает, что вы не должны ничего почувствовать – только приятный звук работающего двигателя.

Если при запуске двигателя вы испытаете болванку, которая будет повторяться при каждом нажатии педали газа, это значит – либо изношены подушки, на которых стоит двигатель, либо – двигателю требуется дорогостоящий ремонт.

Также двигатель не должен издавать сильной вибрации, конечно, если это – не грузовая машина.

Чтобы проверить уровень вибрации, просто поставьте стакан с водой на консоль управления и запустите двигатель. Вибрация от работы двигателя есть в любом автомобиле и нам важно увидеть в стакане спокойные и равномерные движения воды.

Теперь откройте капот и посмотрите состояние ГРМ (износ хорошо виден на глаз)

Также внимательно посмотрите двигатель на наличие масляных подтёков(если найдёте масляные подтёки, то, скорее всего, ремонт потребует серьёзных вложений).

При открытом капоте запустите двигатель и внимательно послушайте шумы, которые он издаёт. Двигатель должен работать ровно, не издавая лишних шумов. Не должно издаваться: скрежета, стуков(пинков), шелестящих звуков и свиста.

Далее, вам потребуется поездить на автомобиле пятнадцать – двадцать минут, после чего откройте капот и проверьте – нет ли дыма или запаха пригоревшего (машинного) масла. Если обнаружите одно из двух, то, скорее всего, купив данный автомобиль, вам потребуется замена двигателя, а это повод сторговать его замену. Торг на ремонт/замену двигателя у каждой марки машины свой и начинается от 20 тыс. рублей и границы не имеет. К примеру, замена двигателя на спортивных либо люксовых автомобилях может составить равной стоимости поддержанного бюджетного автомобиля. Поэтому, в данной ситуации, при торге , постарайтесь принять правильное решение.

Также пощупайте резиновые патрубки, они должны быть в меру жёсткими, но эластичными. Если резина твёрдая, будто пластик и покрыта трещинами, либо на ней проявляются белые налёты. Если, сдавливая патрубки, у вас создаётся ощущение, что патрубок сыпется либо лопается, то в любом из этих случаев, скорее всего, требуется их замена. Заменить патрубки не сложно и замену можно произвести самостоятельно( на иномарках это делается проще всего)

Также обратите внимание на запахи в салоне. При длительном передвижении на автомобиле в салоне не должно появляться никаких посторонних запахов: будь то – жжённого масла , либо горелой резины/пластика. Поэтому, проверяя автомобиль в движении, попросите продавца убрать все ароматизаторы, после чего немного прокатитесь с опущенными стёклами (чтобы выветрить запахи из салона машины). Затем оставьте слегка приоткрытые окна на задних дверях.

ДИАГНОСТИКА КОРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Проверка МКПП- рычаг переключения передач, должен иметь сопротивление при переключении скорости (он не должен болтаться во все стороны).

Скорости должны переключаться плавно, без рывков и посторонних звуков. Не должно: рычать, хрустеть, трещать и козлить. Данную диагностику стоит производить как в движении( на ходу), так и не трогаясь с места.

Иногда выявить поломку МКПП удаётся за считанные секунды – при переключении скоростей( просто невозможно воткнуться на какую-то скорость, либо втыкается туго, с определённым усилием).

Ремонт и замена коробки передач стоит недёшево, поэтому торговаться следует основательно и внимательно.

Проверка АКПП намного проще. Передачи должны переключаться плавно и легко( в 90 – е АКПП любили за то, что переключать передачи можно было буквально одним пальчиком). При переключении АКПП не должно издаваться ни хруста ни треска, а также не должно быть ни рывков ни пинков (иногда это ощущается как- будто кто-то пнул под днищем автомобиля).

Рукоятка АКПП не должна продавливаться (ощущение как будто рычаг АКПП проваливается при переключении на определённую скорость). Также бывает, что передача то переключается плавно, то вдруг заклинит, а в следующий раз скорость опять переключится плавно.

ПОМНИТЕ: АКПП практически не подлежит ремонту, а замена стоит недёшево, плюс, займёт некоторое время на поиск аналогичной АКПП (при заказе контрактной АКПП ожидание может составить до 60 дней).

Диагностика вариатора и робота практически аналогична диагностике АКПП. Отличия лишь в том, что при замене робота либо вариатора, найти аналоги будет намного сложнее, чем АКПП И МКПП.

ДИАГНОСТИКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рулевое управление – важная часть автомобиля, ведь она обеспечивает безопасное движение на автомобиле (в том числе – в общем потоке) и неисправность системы может привести к серьёзным последствиям.

Слегка поворачивая руль по сторонам, обратите внимание на поведение передних колёс. Малейшее движение руля , даже на 2-3 мм, должно отразиться на колёсах, они должны слегка поддёргиваться в сторону руля.

Если этого не происходит, то потребуется ремонт либо замена поворотных узлов и механизмов. Простая замена поворотных колпачков, по бюджету сильно не ударит, однако – это хороший повод для разумного торга.

Есть старый дедовский способ: на неоживлённом участке дороги необходимо разогнать автомобиль до 20-25 км/ч, после чего отпустить руль. Если машину поведёт в сторону, то у машины может быть как неисправность в рулевом, так и нарушение геометрии кузова ( кузов, увы, правке не подлежит).

Но, я НЕ рекомендую прибегать к данному методу, ибо данный метод небезопасен и может спровоцировать дорожно - транспортное происшествие.

Расположитесь поудобнее на месте водителя и попробуйте подёргать руль вверх, вниз, на себя и по сторонам. В фиксированном положении руль должен оставаться на своём положении (неподвижно и без люфта). Также, при движении автомобиля, возле колёс, не должно исходить таких шумов как продолжительный скрежет и завывающий свист. Также, при увлеличении скорости снаружи авто не должно быть нарастающего гула, из-за которого иногда даже не слышно работы двигателя.

Всё это говорит об износе ходовой части автомобиля и замену подшипников.

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОНИКИ

На это многие не обращают внимание, а на следующий день после покупки, начинают задаваться вопросом : «а что за лампочка и почему она постоянно горит/мигает»

Чаще всего лампочки сообщают о какой – либо неисправности, так как они соединены с датчиками, которые вмонтированы в различные агрегаты автомобиля.

Так же часто, по прошествии недолгого времени, покупатели обнаруживают, что у них не работают такие мелочи, как габаритные огни, либо аварийный стоп – сигнал, на какой-то из дверей не работает электростеклоподъёмник, а также брызговики или дворники.

Ещё одним упущение становятся системы охраны и защиты автомобиля. Впервые припарковав своё новое приобретение возле своего дома, новый владелец вдруг обнаруживает неисправность сигнализации ( либо центрального замка).

А также, в первые же заморозки не срабатывает автозапуск.

Но самым частым сюрпризом для покупателей становится неисправность печки или кондиционера. Почему? Да всё просто – покупая автомобиль летом, многие забывают проверить печку. И с кондиционером – та же история.

Но, как только настанут холода и придут морозы, как будет обидно обнаружить у себя неисправную печку. А с кондиционером - ещё обиднее, ведь на ремонт может потребоваться немало денег.

ФИНАЛ

В оконцовке, я хотел бы вас попросить не спешить при выборе автомобиля и не зацикливаться на первом понравившемся варианте, а тщательно, отбросив эмоции и волнения, осматривать варианты.

Откидывайте без сожаления сомнительные варианты, следите за поведением продавца – если вы его единожды поймали на вранье, возможно, ему есть что ещё что-то скрыть о состоянии автомобиля.