9 подписчиков

Фестивали мира: Фёти-ди-Жед, сошествие духов

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.

В Гаити, самой загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду скрупулезно соблюдают принцип двойственности. Жизнь и смерть всегда соседствуют друг с другом, и на Гаити это знают как нигде лучше. Ведь смерть не есть конец, она дает возможность возрождению и обновлению жизни. Поэтому одному из самых значимых в стране праздников удается совмещать в себе воспоминания об умерших и радость жизни. Фёти-ди-Жед (Fete de Gede) – День Предков или День всех усопших – отмечается в католический День всех усопших, но под глубоким влиянием религии вуду.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-2

Центральными фигурами праздника являются лоа (духи) Iwa Gede – хранители кладбищ Барон Самеди (Baron Samedi ) и Маман Брижит (Maman Brigitte). Выступающие в своих одеждах черного и фиолетового цвета, они способны в любой момент нарушить течение праздника непристойным поведением.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-3

2 ноября, когда ежегодно отмечается Фёти-ди-Жед, жители Гаити приходят на кладбища к могилам своих предков. Люди приносят подарки: свечи из пчелиного воска, цветы, бутылки рома с перцем чили. Таким образом они согревают кости усопших.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-4

При входе на кладбище людей встречает установленный на пьедестале крест, символизирующий вход во владения Барона Самеди, главы большой семьи Iwa Gede. Возле креста принято собираться и готовить напиток в честь Барона Самеди, которым окропляют крест.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-5

Здесь наступает один из наиболее подходящих моментов для магии и колдовства вуду. Традиционное одеяние адептов – одежда черного и лилового цвета, обязательным атрибутом считаются зеркальные черные очки.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-6

Жрецы (хунганы) и жрицы (мамбо), одержимые присутствием духов, выполняют вудуистические ритуалы для предсказания будущего, периодически исполняют дикие танцы, имитирующие половой акт. Считается, что непристойные танцы и выходки с сексуальным подтекстом призваны обмануть смерть и отблагодарить жизнь.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-7

Непристойные выражения и жесты должны сообщить духам, что люди ждут их прихода, готовые сломать барьеры видимого мира и увидеть незримое. В это время кто-то задыхается и впадает в полуобморочное состояние, другие выполняют неконтролируемые движения телом. Не останавливая движения в ритм музыки, многие из присутствующих пьют ром и поливают его на свои гениталии. Многие принимают участие в танце с тростью – символом плодородия: согласно верованиям гаитян, во время праздника духи могут исцелить бесплодие.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-8

Прибрав и почистив памятники и надгробия, гаитяне «кормят» усопших, оставляя им еду и напитки с праздничного стола. Жители Гаити верят, что в условиях суровой жизни, умершие хотя бы в своей загробной жизни должны получить все то, чего были лишены в этом мире.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-9

Во всех храмах вуду в Гаити под вечер продолжается празднование Фёти-ди-Жед (Fete de Gede). Все начинается с приходом сумерек, сигналом к началу праздника служат 13 барабанных ударов, теперь здесь будут есть, пить и танцевать до рассвета, участвуя в ритуальных танцах и прославляя жизнь. А под утро обычно происходит ритуальное жертвоприношение животных.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-10

Считается, что из 8 миллионов жителей Гаити 2/3 с той или иной периодичностью практикуют вуду. Несмотря на годы гонений, запретов и казней, гаитянам удалось сохранить наследие африканских предков. Первыми запретили вуду французы, занявшие территорию страны в 1697 году. Однако, рабам были позволены танцы по выходным, и находчивые выходцы из Африки замаскировали под них ритуалы своей религии. После провозглашения независимости Гаити в 1804 году, белые были изгнаны из страны, многие из них, в том числе католические священники, убиты. Возмущенный происходящим, Ватикан порвал связи с Гаити, что дало возможность вуду свободно развиваться в течение 56 лет, вплоть до 1860 года. Именно в этот период формируется вуду как сложный сплав африканских религий и католицизма. Позже католическая церковь несколько раз в период между 1860 и 1940 годами выступала против вуду, но без успеха. В 1949 в Гаити развернулась широкая кампания по искоренению вуду, многие колдуны и священники (бокоры, мамбо и хунганы) были убиты, но желаемого эффекта это не принесло. В начале 50-х годов XX века наступает период мирного сосуществования вуду и католицизма, последний на Гаити даже перенимает барабанный бой и песнопения во время службы.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-11

Последователи вуду, выходцы из Гаити, живущие в других странах, всегда стараются приехать на Гаити в день Фёти-ди-Жед. Широкое распространение праздник получил и на юге США, где проживает большая гаитянская община.

В Гаити, самой  загадочной и самой бедной стране Западного полушария верующие в вуду  скрупулезно соблюдают принцип двойственности.-12

Оригинал статьи находится здесь.