Малоизвестные факты о штурмовике ИЛ-2

Недавно мы рассказывали вам о пяти малоизвестных факта про “Танк Победы” Т-34. Теперь настал черёд авиации, а именно - штурмовика ИЛ-2.

Самый массовый боевой самолёт в истории Второй Мировой войны

Всего было произведено 36 183 самолёта ИЛ-2. Долгое время самолёт сохранял за собой титул самого массового в истории авиации, однако, впоследствии это почётное звание перешло к американскому лёгкому самолёту “Сессна-172”, производство которого началось уже в 1956 году и остановилось на отметке в приблизительно 44 000 тысяч 30 лет спустя.

Невероятная устойчивость

С боевых заданий ИЛ-2 зачастую возвращались с такими повреждениями, что пилоты диву давались тому, что сумели долететь до своего аэродрома. По этому поводу красноречивые воспоминания оставил Герой Советсокго Союза Николай Петрович Каманин: “Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме”.

Также стоит отметить, что по данным статистики, около 90% получивших в ходе боевых вылетов повреждения самолётов возвращались обратно в бой после проведения ремонтных работ.

Уязвимости самолёта

Однако, положа руку на сердцем, стоит отметить, что на виртуозные пассажи, будучи “на одном крыле да на честном слове”, решались только опытные пилоты. В чём же были минусы “Летающих танков”, как их называли сами пилоты? Главной слабостью самолёта было того, что его конструкция была наполовину деревянной. Да, это давало более лёгкий вес самолёта, но в то же время снижало броневую мощь штурмовика. Также кабины пилотов и стрелков не отличались надёжностью. Особенно возросли потери среди пилотов и стрелков после 1943 года, когда на немецких истребителях стали использовать крупнокалиберные пулемёты: в результате чего стали нередкими были случаи пробития бронекорпуса и бронестекла кабины.

Поскольку первые образцы ИЛ-2 появились только в феврале 1941 года, негативным фактором в первые месяцы войны являлось то, что пилоты просто-напросто не знали как использовать! Из воспоминаний Маршала авиации СССР Ивана Ивановича Пстыго: “Не знаю, как это получилось, но не только в частях, но и в самом управлении 8-й воздушной армии не было необходимых документов по боевому применению Ил-2. А раз так, то лётчики действовали по своему разумению, часто не самым рациональным способом”.

Безусловно, достаточно высокие потери были обусловлены и боевыми задачами штурмовиков. Главной целью из применения в бою была поддержка сухопутных войск во время наземных операций. И “летающим танкам” приходилось постоянно быть под прицелом немецких зениток (о чём уже упоминалось выше), не имея возможности уйти с намеченного курса.

Нельзя не обратить внимание и на слабые системы прицеливания. ИЛ-2 снабжались ПБП-16, Прицел на них при бреющем полёте было занятием бесполезным, как следствие, стрелки целились на глазок. Этот фактор не мог не сказаться на точности стрельбы.

Выводы:

Как и в случае с Т-34, штурмовик ИЛ-2 не был идеальным конструкторским сооружением. Да и бывает ли вообще идеальная техника? Несмотря на целый ряд неудачных решений, ИЛ-2 внёс огромный вклад в Победу. Для примера приведу вылет 79 штурмовиков во время сражения на Курской дуге, которые в 2 захода уничтожили, по некоторым данным, до 200 единиц техники противника. И каждый ли самолёт Второй мировой войны немцы называли “Чёрной смертью”?

Если вам понравился данный материал, ставьте лайки, высказывайте своё мнение по поводу ИЛ-2 в комментариях и подписывайтесь на наш канал!