Найти тему
Ars sacrum

Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Сюжет и символы. Часть вторая.

Итак, створки распахиваются - и перед нами сам триптих (а начало, если пропустили - было здесь):

Разберем его подробнее.

Сначала левая створка:

-2

Она посвящена физическим мучениям святого. Его праведная жизнь вызвала недовольство самого Дьявола и он отправил полчища бесов, чтобы они мучали его. Но самые сильные муки не могли никак поколебать его веру. Тогда бесы схватили старца, подняли его в небеса и продолжили пытки там. А потом сбросили полуживого Антония вниз. Наверху левой створки, как раз и изображен этот момент:

-3

Святой, как мы видим, продолжает молиться. Вообще сцены физических мучений, которые совершают по отношений к Антонию неведомые монстры - сюжет, бывший достаточно распространенным (хотя Босх на нем дал волю своей фантазии. Приведем лишь два примера:

Мартин Шонгауэр, гравюра на меди (1470). Тут все происходит тоже "на воздусях"
Мартин Шонгауэр, гравюра на меди (1470). Тут все происходит тоже "на воздусях"
Маттиас Грюневальд, "Изенгеймский алтарь" (фрагмент). Грюневальд, кстати, художник не менее интересный, чем Босх (и его современник) - но знают его намного хуже. Да и работ от него сохранилось еще меньше.
Маттиас Грюневальд, "Изенгеймский алтарь" (фрагмент). Грюневальд, кстати, художник не менее интересный, чем Босх (и его современник) - но знают его намного хуже. Да и работ от него сохранилось еще меньше.

Внизу той же створки показана сцена, где святой уже упал на землю и два монаха и крестьянин ведут его по мостику к деревне:

-6

В образе крестьянина, как считают исследователи Босх изобразил сам себя. Во всяком случае лицо его похоже на лицо Босха. А монахи одеты в "форму" ордена "антонитов", для которых и создавался этот триптих.

Под мостом некий католический епископ (внешне похожий на тогдашнего римского папу Александра Второго) читает некое письмо, а бесы в образе животных его слушают. К мосту приближается один из самых известных "босховских монстров" - птицеголовое существо в воронке вместо шляпы и на коньках. На письме в его клюве написано... впрочем, к подробному рассказу о некоторых монстрах триптиха мы еще вернемся.

На правой створке мы видим два искушения, которыми дьявол преследовал святого во время его жизни в пустыне:

-7

Это искушения грехами сладострастия и чревоугодия. Согласно "Золотой легенде" (и житию святого Антония, в "Житиях отцов" Афанасия Александрийского) бес обернулся прекрасной царицей и попытался соблазнить святого. На изображении тщетность этой попытки (и подчеркивается многократно: и засохшим деревом, за которым стоит шатер искусительницы, и отвернувшимся святым. Так же очевидно, что не царица здесь присутствует, не земная женщина - но притворившийся бес: полог шатра отдергивает жаба, а кругом бродят изощренные (но не омерзительные, как всегда у Босха) - монстры. Царица, заметим, выглядит вполне невинно - даже стыдливо прикрывает рукой свое лоно - но не в её силах обмануть святого.

Впрочем, отвернувшись он видит другое искушение: накрытый стол. Кувшин (из которого торчит свиная нога) и хлеб на скатерти - напоминают кощунственную пародию на Причастие. Но мы хорошо видим (а святой догадывается): этот стол поддерживают обнаженные бесы; это - опять искушение.

Обратите внимание на мельницу в центральном пространстве: этот, казалось бы чужеродный легенде о пустынных искушениях святого образ отсылает к "антоновому огню" (он же эрготизм) - болезни, как раз и вызываемой некачественной рожью. Покровителем таких больных, как раз и считался святой Антоний (их лечением, как раз и занимался орден антонитов).

Осталось рассмотреть центральную створку с изображенным на ней "шабашем" - но это уже в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.