17 подписчиков

Последний путь

Понимание «пути», «дороги» как материализации времени в пространстве привело к возникновению таких устойчивых словосочетаний как, например, «жизненный путь» – время жизни, жизнь , «исторический путь» – последовательность исторических событий, историческое развитие. Протянувшаяся в пространстве и времени нить дороги, как нить, которую прядут древнегреческие Мойры – это судьба человека. 

Три судьбы. Джорджио Гизи.
Три судьбы. Джорджио Гизи.

Отчетливая связь понятия «судьба» и понятий «дорога», «путь» видна в выражениях «путеводная судьба», «путеводная нить».

Судьба-дорога может быть различна, «путь Агасфера» – бесконечный безблагодатный путь как воплощение мучительного и неудовлетворенного желания смерти и прекращения прижизненных страданий.

Вечный Жид. Гюстав Дорэ
Вечный Жид. Гюстав Дорэ

Крестный путь Иисуса Христа – трудный, полный борьбы, блужданий и мучений путь во имя спасения людей и обретения истинных ценностей. 

Путь Христа на Голгофу. Гюстав Дорэ
Путь Христа на Голгофу. Гюстав Дорэ

Несколько реже встречается понимание «дороги», как пути в светлое будущее, благополучной судьбы, окрыленной счастьем.

    В понятии «путь» ярко обнаруживает себя противопоставление «жизнь – смерть».

«Дорога» – это посредник между двумя сферами, этим миром и «тем», своим и чужим, живыми и мертвыми. И жизнь, и смерть могут кодироваться образами пути,дороги, но смерть – в большей мере. Проявляется это в обрядах и ритуалах, в сопровождающих их текстах и просто устойчивых выражениях.

Представление времени жизни в виде пути, дороги чаще всего встречается в выражении «жизненный путь», «дорога жизни». «Широкая дорога» – как обозначение благоприятных обстоятельств; «извилистая дорога», «кривая дорожка»  – как образ трудностей, мытарств, ведущих к лишениям и позору.

Смерть представляется как переселение в иной мир, попасть в который можно лишь преодолев определенный длительный и нелегкий путь. Особенно отчетливо это проявляется в текстах русских похоронных причитаний и плачей, где присутствуют не только фразеологизмы со значением «путь», «дорога», но и последовательно сменяющие друг друга названия географических и природных объектов, встречающихся на пути и отмечающих пространство:

«Уж ты пойдешь, сердечно дитятко,

Пойдешь по тем путям-дороженькам,

По лесам да по дремучим,

По болотам по седучим,

По ручьям по прегрубым,

Пойдешь по узеньким тропиночкам,

Пойдешь по часту вересинничку,

Уж как встретишь-то, мое сердечное,

Моих-то родных родителей».

Плакальщицы на похоронах
Плакальщицы на похоронах

Идея смерти звучит в выражениях «проводить в последний путь» , «закончить свой земной путь». Эти фразы, превратившиеся в клише, входят, например, в речь официального распорядителя ритуалом прощания в крематории Петербурга. Этот же образ поддерживается в обряде вкладывания в руки покойного «подорожной» – кусок холста или лист бумаги со словами молитвы. «Проводником в иной мир» называют человека, который читает молитву над покойным.

Чтение молитвы над гробом
Чтение молитвы над гробом

В фольклоре идея смерти реализуется как образ запавшей дороги – дороги, оборвавшаяся в лесу, болоте, занесенной снегами, потерянной при блужданиях в чаще – это конец жизни, пути, дела. В песнях снег заметает « все дорожки, все пути, негде к миленькой пройти»; в былинах — «прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела». 

Дорога в болотах
Дорога в болотах

Присоединяйтесь к нашему каналу "В последний путь" в Яндекс.Дзен и Телеграм, впереди много интересного!