Поклонная гора

Поклонная гора - самая высокая точка в нашем городе. Она возвышается над уровнем моря на 36 м (прежде на 42 м). Название горы, вероятно, связано со старинным русским обычаем - отдавать земной поклон, завидев город или прощаясь с ним. И, действительно, на Поклонной горе - самом высоком месте Выборгской дороги с первой четверти XVIII века и в XIX веке размещалась сторожевая Выборгская застава. Обычно на заставах стояли полосатые караульные будки и шлагбаумы. "Караульную службу несли солдаты гарнизонных полков. Документом, разрешающим въезд в столицу, служила подорожная. Каждый, кто въезжал в город, расписывался в специальной книге, то же должен был сделать каждый уезжающий".

Поклонная Гора издавна являлась перекрестком дорог. К западу с горы спускается Поклонногорская улица (с 1880 года) - дорога в Коломяги. На юго-восток от горы уходит проспект Тореза - бывшая Парголовская дорога (Старо-Парголовский проспект, 1887 год). Дорога соединяла Выборгский тракт со Спасской мызой (район современной площади Мужества). По ней проходила условная граница между двумя местностями - Сосновкой и Лесным.

С первой половины XIX века эти живописные места вдоль Выборгской дороги стали привлекать дачников. Здесь отдыхали и жили разночинцы, творческая интеллигенция. Среди них писатели В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский.

С открытием Финляндской железной дороги в 1870 году здесь началось масштабное и интенсивное дачное строительство; возникли новые и разрослись такие известные дачные местности как Лесной, Удельная, Озерки-Шувалово, Парголово.

С середины XIX века выезд петербуржцев на дачу становится массовым явлением. "Не будучи в состоянии порвать с "проклятым" городом, люди искали хотя бы временной передышки в его окрестностях. Были и практические причины для усиления этой тенденции: воздух загрязнялся дымами фабричных труб, шум и давка на улицах подчас делалась невыносимыми, набережные летом местами превращались в сплошные причалы, весь город становился похож на гигантскую строительную площадку... Появился многочисленный класс людей - чиновники, служащие, разночинцы, - чьи средства либо позволяли оплачивать временное бегство из этого ада в престижные дачные места, либо были столь скудны, что они при первой же возможности съезжали с петербургских квартир на неблагоустроенные, зато дешевые дачки".

Дачами была застроена и Поклонная гора. В 60-х годах XIX века на Поклонной горе и в Парголове снимала дачу семья Г. Шлимана, первооткрывателя Гомеровской Трои. Генрих Шлиман (1822 - 1890), родившийся в Германии, прибыл в Россию в 1846 году в поисках богатства. Женился на русской - Екатерине Лыжиной, дочери адвоката, и имел троих детей. Разбогател на торговых операциях, особенно во время Крымской войны. После почти двадцатилетнего пребывания в России Шлиман собрал достаточный капитал для осуществления своей мечты найти легендарную Трою. Он покинул Россию, оставив здесь семью, но продолжал поддерживать с ней отношения. После блестящих археологических октрытий в Греции, Шлиман предлагал поместить свое троянское собрание древностей в Эрмитаже. Однако ему было отказано во въезде в Россию по причине нарушения закона. В России Шлиман был женат церковным браком. Он развелся с женой гражданским образом в США - через суд. В России такой развод не признавался. Затем Шлиман женился вторично на гречанке Софье, православной, и снова венчался в церкви. По русским законам он был двоеженцем, а это в России считалось тяжким преступлением и каралось сурово: лишенный всех прав преступник должен был подвергнуться "ссылке в Сибирь под стражей на срок от одного до трех лет".

На самой высокой точке Поклонной горы, между современными проспектами Тореза и Северным, выделяясь среди местной дачной застройки, возвышалось белокаменное 2-этажное здание. Оно было увенчано островерхой трехярусной башней, напоминавшей по архитектурному облику восточную пагоду - буддийский храм. Этот необычный загородный дом был построен в 1880-х годах (снесен в 1981 году) архитектором Е. Л. Лебурде и принадлежал известному доктору тибецкой медицины П.А. Бадмаеву. Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев (1810 - 1920) - действительный тайный советник (с 1893 года). Монгол по происхождению он приехал в Петербург вслед за старшим братом, Сультимом Бадмаевым, тибетским лекарем, который занимался в Петербурге частной практикой. По примеру брата, Жамсаран крестился, взяв имя Петра в честь Петра I, а отчество - по имени царствующего императора Александра III. Закончил Восточный факультет Санкт-Петербургского университета и Медико-хирургическую академию. Служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи, и был автором ряда проектов проникновения России в Азию. Одновременно практиковал как частный врач, используя тибетские лекарственные травы. В 1894 году вышел в отставку и посвятил себя исключительно тибецкой медицине. Он имел громадную клиентуру из самых разных социальных слоев общества. Бадмаев пользовался огромной популярностью в дворцовых кругах Петербурга, лечил членов царской семьи. Особой заслугой Бадмаева является перевод в 1898 году на русский язык знаменитой книги по тибецкой медицине "Жуд-Ши".

Согласно тибецкой медицине условием здоровья являются чистые вода, почва и воздух. Именно поэтому Бадмаев приобрел для дома этот участок в пригороде столицы, на сухом высоком месте, где воздух свеж и пропитан смолистым ароматом сосен. В доме на Поклонной горе он основал клинику и русско-бурятскую медицинскую школу, просуществовавшие до революции 1917 года. После смерти в 1920 году он был похоронен на Шуваловском кладбище. Его могила находится напротив алтарной апсиды Спасо-Парголовской церкви.