Для учителей

Перевод Марии Кантор

Далее приводится список рекомендаций, созданный австралийским информационным центром по вопросам синдрома Аспергера и ВФА (высокофункционального аутизма).

Пребывание в школе может быть нелёгким испытанием для ребенкa с аутизмом. Мы убедились на собственном опыте, что, если предоставить школе более подробную информацию, инклюзия будет проходить легче.

Существуют три документа, которыми можно воспользоваться:

  • «ВФА: рекомендации для учителя». это письмо, написанное на форуме OASIS, посвященном синдрому Аспергера, и отредактированное Элли Тукер, предназначено для передачи информации через ребенка учителю и школе.
  • Статья о том, как справляться с поведением детей с ВФА.
  • Описание ребенка с ВФА, написанное Тони Эттвудом.

Мы надеемся, что они вам помогут.

ВФА: рекомендации для учителя

Письмо в школу, в которой учится ребенок

Здравствуйте. Мы - родители __________

Наш ребенок страдает синдромом Аспергера (или ВФА), нейробиологическим расстройством, входящим в аутистический спектр. У детей с синдромом Аспергера бывают трудности с пониманием и использованием невербальных средств общения, для них также составляет сложность социальная коммуникация, в частности, потому, что они неспособны к спонтанному взаимодейтвию.

Несмотря на то, что они зачастую проявляют интерес к окружающим, демонстрируют некоторые незаурядные навыки и наделены различными талантами, они могут испытывать затруднения с самоорганизацией. Кроме того, может показаться, что дети с синдромом Аспергера неспособны проявлять участие. Они действительно страдают нарушениями в эмоциональной сфере и зачастую предпочтут рутинную деятельность. Со временем вы, вероятно, обнаружите их сильные стороны.

Однако мы хотели бы обратить ваше внимание на проблемы, которые, скорее всего, возникнут при работе с таким ребенком. Многие из его поступков непроизвольны, он неспособен контролировать их и ведет себя подобным образом ненамеренно и не со зла. У нашего ребенка есть врожденные нарушения, которые мешают ему и из-за которых он не осознает, каким должно быть правильное поведение. Без сомнения, за время работы с ним вы придете к новым методикам обучения, которые позволят вам справиться с ним, и мы будем благодарны, если вы познакомите с ними нас. Мы, разумеется, в любой момент будем в вашем распоряжении и с радостью ответим на любые вопросы, касающиеся нашего ребенка или синдрома Аспергера в целом.

Наш телефон ________

Kак справляться с поведением детей с ВФА

ВФА определяется как генетическое нарушение, поэтому страдающие им дети в некоторых аспектах соответствуют нормам для своего возраста, в других отстают, а некоторые могут просто отсутствовать. У таких детей также бывают умения, опережающие нормальный уровень развития. Например, они могут легко решать сложные и запутанные математические задачи, но быть не в состоянии запомнить, что нужно принести выполненное домашнее задание.

Важно не забывать, что, даже если ребенок научился поведению в определенной ситуации, он не всегда может распространить эту модель на похожую ситуацию.

Наш ребенок будет реагировать наилучшим образом в условиях терпимости и позитивной учебной атмосферы.

В целом он будет реагировать более положительно, если в классе будет царить спокойная атмосфера.

Иногда может начаться истерика, в таком случае его просто нужно посадить в тихий безопасный уголок, где он сможет успокоиться. Если подобное произойдет, мы бы попросили вас попытаться восстановить события, предшествовавшие вспышке (не было ли это изменением привычного распорядка), а затем обсудить случившееся в спокойной обстановке.

Даже если подобные вспышки не будут происходить долгое время, это не значит, что он выздоровел и это не повторится. Предъявляемые к нему требования нужно повышать постепенно.

У ребенка могут случиться громкие вспышки, выражающиеся в визге. Не удивляйтесь и будьте готовы к этому, особенно в периоды трудностей. Пожалуйста, объясните остальным детям в классе, что таким образом он выражает страх и напряжение.

Ребенку понадобится ваша помощь, чтобы найти выход из непонятных ему ситуаций. Пожалуйста, будьте готовы помочь ему.

Если вы делите класс на группы для выполнения какого-то задания, пожалуйста, делайте это сами, иначе велик шанс, что никто не выберет его в свою группу и он останется один.

Демонстрируйте твердость и уверенность, это придаст уверенности и ребенку.

Поощряйте в классе атмосферу терпимости и понимания.

Ребенок может раз за разом повторять одну и ту же фразу, и вам будет заметно, что с каждым разом он все более напряжен. Постарайтесь удержаться от соблазна отвечать ему каждый раз по новой или сделать замечание. Вместо этого попробуйте перенаправить его внимание на другую тему или другой подход, не оскорбляя его.

Разрешите ребенку записывать свои вопросы и мысли, это поможет ему снимать напряжение.

Oписание ребенка с ВФА

Изменения

Нашему ребенку сложно справляться с изменениями. Желательно дать ему заранее план или пояснения.

Пожалуйста, сообщайте ему заранее об изменениях в расписании.

Предупреждение перед сменой вида деятельности также облегчит ему восприятие.

Обработка информации

Ребенку сложно воспринимать много устных указаний сразу.

Лучше выдавать указания по частям.

Говорите медленно, короткими фразами.

Лучше повторить указания несколько раз в разной, но простой и понятной форме.

Ребенок может повести себя неадекватно на наш взгяд, например, агрессивно реагировать на конкретные вкусы, текстуры, запахи, звуки и голоса.

Стимулы

Различные раздражители, такие, как шум, свет, определенный вкус или текстура, могут мешать ребенку из-за его повышенной восприимчивости к подобным вещам.

Шум и суета могут ему очень мешать. Обеспечьте ему тихое место, где он сможет посидеть один и успокоиться.

Самым сложным временем для него может оказаться перемена. Найдите кого-то взрослого или того, кто взял бы над ним шефство и помог пережить это время.

Разрешите ему иногда вставать во время урока и немного ходить (буквально 5 минут), потому что ему тяжело долго сидеть на месте.

Вспомогательные материалы

Некоторые дети, страдающие аутизмом, воспринимают информацию лучше, если предложить им вспомогательные материалы, например, изображение, написанные или нарисованные указания (однако другая часть детей, принадлежащих к аутистическому спектру, обладают выраженными способностями к вербальному восприятию).

Используйте жесты для дисциплинарных указаний, таких как: «прекрати разговаривать» или «дождись своей очереди».

Пауза

Иногда ребенок может медленно реагировать на вопросы. Ему нужно остановить поток мыслей, текущий в его мозгу в этот момент, отвлечься, сформулировать ответ и только потом его произнести. Пожалуйста, терпеливо ждите его ответа и призывайте остальных детей также набраться терпения, иначе ему придется повторить весь этот сложный процесс заново.

Иногда вам будет казаться, что он вас совсем не слушает. Не думайте, пожалуйста, что, если он на вас не смотрит, он вас и не слушает. Это не так. Он слушает, даже если не смотрит на вас. Напротив, в отличие от всех нас, необходимость поддерживать зрительный контакт мешает ему сосредоточиться. На самом деле, он лучше слушает и концентрируется, когда не должен смотреть прямо на вас или вам в глаза.

Общение

Oдин из наиболее травмирующих симптомов аутизма - отчаянное стремление таких детей к обществу и общению при полном непонимании и неумении с их стороны взаимодействовать в обществе. Им достаточно одного-двух друзей, чтобы чувствовать себя частью общества.

Беседа учителя с одноклассниками может помочь, если будет проведен в позитивной атмосфере и при участии семьи ребенка. Нужно объяснить им, например, что у всех нас есть какие-то недостатки. Главный недостаток детей из аутистического спектра заключается в том, что они не могут правильно воспринимать коммуникативные ситуации, точно так же, как кто-то другой плохо видит без очков или не может слышать без слухового аппарата.

Дети-аутисты часто становятся жертвами буллинга. Это происходит по следующим причинам: Реакции ребенка с аутизмом дают повод прицепиться к нему, а поскольку такой ребенок хочет чувствовать свою принадлежность к социуму, а не отторжение, он терпит подобное поведение по отношению к себе. Во многих случаях ребёнок может просто не понять, что над ним насмехаются или выставляют в глупом свете.

Больше всего дети, страдающие аутизмом, любят постоянство и рутину, к несчастью, весьма труднодостижимые состояния в нашем мире.

Пожалуйста, сообщайте ребенку как можно раньше о любом предстоящем изменении с помощью картинки или словесных объяснений.

По возможности сообщайте ему о предстоящей замене учительницы или других изменениях программы.

Язык

Несмотря на хорошие вербальные способности, они не всегда понимают, что говорят, хотя предложения выстроены верно и слова тоже использованы правильные.

Ребенок не понимает шуток и сарказма. Даже если объяснить ему, в чем смысл, он все равно едва ли поймет суть.

Навыки и организованность

Наш ребенок не может запомнить большое количество информации, а также не запоминает, в каком виде передать ее нам.

Если вы напишете или нарисуете ее ему, это поможет.

Пожалуйста, пишите все на доске (домашнее задание и объявления), чтобы он мог переписать. Удостоверьтесь, что он все записал в тетрадь, поскольку не всегда можно полагаться на то, что он передаст информацию нам.

При необходимости разрешайте ему переписывать у других детей или давайте ему написанный текст задания.

Некоторые дети, принадлежащие к аутистическому спектру, страдают дисграфией (нарушениями письменной речи), поэтому не могут одновременно слушать вас и записывать.

И напоследок

иногда поведение нашего ребенка может показаться вам и остальным детям в классе раздражающим, надоедливым или назойливым. Поймите, для него такое поведение нормально и обычно. Не позволяйте повседневным трудностям окрасить ситуацию в мрачные тона. Исходите из того, что вы - учительница, которая взяла на себя решение сложной задачи. Вполне возможно, что не все будет получаться (скорее всего, большую часть времени так и будет), но у вас есть чудесная возможность взглянуть на новый и совершенно особенный мир. Не стесняйтесь делиться с нами всем, чем вам захочется. Мы уже всего наслушались, нас ничто не потрясет, не удивит и не заставит нас думать о вас плохо. Ключ ко всему - двусторонняя связь между нами. Тогда общими усилиями мы сможем дать нашему ребенку все лучшее.

Спасибо вам за все!

Подписывайтесь на наш канал и мы расскажем как улучшить качество жизни ребенка с аутизмом!