Black Sabbath - Master of Reality

Что делать, если в вашей группе нет клавишника, а хочется сделать звук пожирнее? Гитарист Тони Айомми просто понизил строй на своем инструменте. То же самое пришлось сделать и басисту. Так родилось знаменитое низкое мрачное, словно из преисподней, звучание Black Sabbath. А альбом "Master of Reality" станет фундаментом, на который будут опираться многочисленные дум-, стоунер- и сладж-метал группы.

В начале 1971 года Black Sabbath закончили очередное турне и вернулись в студию для записи своего третьего альбома. Успех предыдущих пластинок позволил музыкантам проводить в студии неограниченное время. А вместе с этим и бездонный кошелек для покупки марихуаны, на которую те подсели основательно.

Вспоминает басист Гизер Батлер:

Помню, как мы начали записывать Sweet Leaf ("сладкий лист"). Я только возвратился из Дублина, а у них там были эти косяки Sweet Afton, которые можно было достать только в Ирландии. И мы начали думать: "О чем будут песни?" Я достал один из пачки и на нем была надпись: "Это самый сладкий лист, который даст вам настоящий вкус". И я такой: "Ага, сладкий лист!"

Ну да бог с ним, с косяками... В альбоме и без них полно вещей, которые в те времена воспринимались, скажем так, с подозрением. Все эти "могилы", "пустоты", "демоны" привели к тому, что некоторые критики начали причислять музыкантов чуть ли не к сатанистам. Сейчас мы смотрим на эти вещи вполне нормально ("Дети могил"? Почему бы и нет?), а тогда это был в некотором роде вызов. Всего лишь два-три года назад весь мир пел о "детях цветов" - и тут такое...

И все эти тексты отлично уложились в мрачный саунд, который возник после того, как Айомми понизил строй на гитаре с "ми" до "ре" (некоторые говорят, что до "ре-бемоль" или даже до "до"). Звук получился низким, густым, обволакивающим и каким-то зловещим. Словно вы стоите на пороге ада и, с одной стороны вам хочется бежать назад со всех ног, а с другой - он притягивает вас. Прибавить к этому не слишком сложные, но удачно попавшие в "тему", рифы, а также вокал Осборна (который словно вещает из центра этой пропасти) - и все... Отпустите себя. Welcome to Hell! Видите, как поднимается со дна кипящая лава? Ок, успокойтесь, это продлится всего лишь 40 минут.

Может быть, единственное что не хватает этой пластинке - немного разнообразия. Айомми круто поработал над фундаментом. Звучит действительно мрачно и тяжело. И, кажется, ему настолько самому понравился этот саунд, что он несколько забыл о деталях. Рифы отличные, но они идут друг за другом, словно вагоны товарного поезда. В этом альбоме очень много "хэви". И мало "софта", каких-то неординарных ходов в аранжировке, пластинка кажется могучей и в то же время немного неповоротливой. Впрочем, это выбор музыкантов, как здесь можно спорить? Тем более, что Айомми сам признавался, что ему намного интересней придти в студию и начать играть, чем часами и днями искать и шлифовать детали.

Так или иначе, пластинка "Master of Reality" - веха в истории развития рока. Конечно, она не является самым тяжелым альбомом в истории хэви-метала. Но до нее уж точно никто не играл рок настолько дьявольски мрачно. Может быть только черные блюзмены 30-х из дельты Миссисипи?.. Но это уже совсем другая вселенная.