«Империя должна умереть», или Игры вокруг престола по-русски

Объемный (900 страниц) исторический нон-фикшн о России, охватывающий период с 1900 по 1917 годы. Вторая книга писателя и журналиста Михаила Зыгаря, известного своей книгой «Вся кремлевская рать» и проектом «1917. Свободная история».

Несмотря на броское название, четких выводов, почему империя все же должна была умереть, в книге нет. Это последовательный рассказ о политической и общественно-культурной жизни страны в начале ХХ века. Именно рассказ, а не попытка анализа.

То, что в школьном учебнике казалось скучным нагромождением дат и событий, в книге Зыгаря выглядит как увлекательный сериал с огромным количеством персонажей. «Потерянные» несколько глав назад герои вдруг снова оказываются в самой гуще событий, а центральные фигуры отправляются или в бега, или в ссылку, или на кладбище.

События столетней давности Зыгарь порой сравнивает с нашим временем. Иногда эти сравнения кажутся притянутыми за уши (лишь бы было), иногда действительно меткими и актуальными. Хорошая иллюстрация слов Гегеля о том, что история всегда повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз – в виде фарса. Дореволюционная Россия и Россия XXI века схожи – эту мысль автор повторяет неоднократно. Даже когда читатель уже давно это понял (зачеркнуто).

Многие события в книге описаны по дневникам и воспоминаниям очевидцев. «Империя…» - это история в лицах, где у каждого есть своя реплика и своя роль. При этом нет длинных биографических справок или отступлений от хронологии событий – все описано ровно в той последовательности, в какой происходило, без длительных экскурсов в предыдущее столетие. Для желающих узнать больше - многостраничный список источников, использованных автором.

Толстой, Дягилев, Керенский, Кшесинская, императорская семья, Ленин, Столыпин, Витте, Гапон, Гершуни – десятки знакомых имен и фамилий, неожиданные переплетения их историй, влияние одной человеческой жизни на целую империю. В общем, книга-мозаика.

Из субъективных минусов (а для кого-то и несомненных плюсов): явное подражание интонациям Леонида Парфенова в «Намедни» и некоторая дидактичность в сносках, где Зыгарь настойчиво продвигает мысль о том, что нынешней «империи» надо срочно извлекать уроки из истории погибшей империи. А то как бы чего не вышло.

Оценка: 5 баллов из 5.