Гринпис окрестил российскую плавучую атомную станцию "Ядерным Титаником"

02.05.2018

Пока такие страны, как Германия готовятся полностью отказаться от атомных электростанций к 2022 году, Россия продолжает их строить и даже делает их плавающими для того, чтобы обеспечить электроэнергией отдаленные районы. Однако не каждый убежден, что размещение мощного ядерного реактора на корабле - это такая уж хорошая идея.

Корабль «Академик Ломоносов, безусловно, впечатляющее зрелище и выглядит точно так, как можно себе представить плавучую электростанцию. Его миссия - обеспечить электроэнергией отдаленные регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока России - также весьма интересна, так как позволяет России значительно сократить расходы, просто отправив судно туда, где оно необходимо, вместо того, чтобы перемещать технику по суше. Если все пойдет по плану, то «Ломоносов» должен стать большим достоянием России, но экологи и эксперты-ядерщики обеспокоены тем, что в случае стихийного бедствия это может привести к экологической катастрофе.

Фото / Стоп-кадр из видео
Фото / Стоп-кадр из видео

Реактор "Академика Ломоносова" мощностью 48 МВт, построенный госкорпорацией "Росатом", должны были загрузить ядерным топливом прямо на Санкт-Петербургском судостроительном заводе, где его и построили, но вместо этого из соображений безопасности его отбуксируют в Арктику для испытаний.

"Испытывать ядерный реактор в густонаселенном районе, таком как центр Санкт-Петербурга, по меньшей мере, безответственно", - заявил эксперт Гринпис по ядерной энергетике в Центральной и Восточной Европе Ян Хаверкамп. "Однако от переноса испытаний этого "ядерного Титаника" прочь с глаз общественности особо лучше не станет".

Хаверкамп и другие обеспокоены тем, что в случае цунами или других экстремальных погодных условий «Академик Ломоносов» может стать еще одним Чернобылем и нанести большой ущерб арктической среде, которая уже находится под большим давлением.

"Плавучие атомные электростанции, как правило, используются вблизи береговых линий и мелководья. Вопреки заявлениям о безопасности, корпус с плоским дном и отсутствие самоходности плавучей атомной электростанции делают ее особенно уязвимой для цунами и циклонов", - заявил Ян Хаверкамп.

Однако "Росатом" утверждает, что «Академику Ломоносову» практически не страшны цунами и другие стихийные бедствия и что для предотвращения ядерной катастрофы приняты все меры безопасности.

"Ломоносов разработан с большим запасом прочности, чтобы противостоять всем опасностям и сделать ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф", - сказано в заявлении компании. "Кроме того, ядерные процессы на плавучей энергоустановке отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не представляют никакой угрозы для окружающей среды".

Российские государственные СМИ объявили, что в 2019 году планируется завершить строительство второй плавучей атомной электростанции, и предположили, что такие суда в будущем можно продавать другим странам.

Плавучая ядерная станция США "Стерджис" входит в Панамский канал в 1968 году. Фото из национального архива администрации США / arstechnica.com
Плавучая ядерная станция США "Стерджис" входит в Панамский канал в 1968 году. Фото из национального архива администрации США / arstechnica.com

Интересно, что "Академик Ломоносов" - не первая в мире плавучая атомная электростанция. Этот титул принадлежит судну «Стерджис», барже армии США, которую разместили в Панаме во время Вьетнамской войны. Судно было оснащено ядерным реактором мощностью 10 МВт и обеспечивало регион электроэнергией до 1976 года. Корабль дезактивировали и подготовили для длительного хранения в 1977 году, но процесс демонтажа происходит и 40 лет спустя из-за повышенного уровня радиации.

По материалам Oddity Central, Arstechnica | Перевод: dead-ared