19 причин отказа клиенту (Часть 1)

15.07.2018

Фриланс в последние годы набирает обороты. Бизнесу проще отдавать часть рутинных или непрофильных задач частному исполнителю, поскольку это дешевле чем подрядчик-компания и управляется фрилансер лучше - нет у него корпоративной бюрократии.

Для фрилансера важно с каким клиентом он работает.
Для фрилансера важно с каким клиентом он работает.

Фрилансерам тоже с каждым годом все лучше - потенциальных клиентов становится все больше. Хороший исполнитель, практически в любой сфере, за полгода-год работы нарабатывает базу стабильных клиентов и HR-фриланс (подбор и обучение персонала) не исключение.

Я рекрутер-фрилансер и работаю с разными клиентами от небольшого интернет-магазина до крупных международных холдингов. Клиентов очень много и работы хватает.

Чтобы хорошо зарабатывать нужно работать с нормальным клиентом. Который ставит четко знает что хочет и не мечется каждый день меняя техзадание, дает адекватную обратную связь и платит в ранмках договоренностей. А еще не пропадает, получив результат.

Поэтому не с каждым клиентом во фриланс-рекрутинге (как и в других услугах) стоит работать.  Есть как минимум 19 ситуаций, в которых с клиентом вы не заработаете, а только потратите время, нервы и деньги. И по этим причинам лучше отказать потенциальному клиенту. Конечно, если вы не хотите работать ради работы, а не денег. Описания подходят под большинство услуг, поэтому стоит к ним присмотреться коллегам из других сфер:

1. «Платим за результат. Когда ваш кандидат начнет продавать / выезжать / результативно звонить, тогда заплатим».

Управление продажами - это задача РОПа и как рекрутер может влиять на систему, выстроенную в компании? Это как продавцу платить зарплату по результатам сдачи бухгалтерского баланса. Хотя, наверно и такой KPI бывает. 🙂Мой результат - кандидат на рабочем месте.

2. «Еще ни один рекрутер мне не помог, попадались одни халтурщики».

«Ничто не укрепляет веру в контрагента, как вовремя сделанная предоплата». У меня было много клиентов, которые потерялись в момент подписания акта оказанных услуг.

3. Клиент всегда в спешке. У него нет времени нормально объяснить задачу, ответить на вопросы, дать обратную связь.

Если эта задача не такая важная и нужная, зачем тогда тратить время подрядчика? Тут помогает п.2 из этого списка.

4. Работа срочная, все горит, начинать надо было вчера. Договор мы будем заключать в процессе.

Как часто бывает, что бухгалтер заболел, а юрист уехал на свадьбу, и постоянно какие-то проблемы с согласованием/подписанием договора. Может так случиться, что работа будет выполнена раньше, чем согласован и заключен договор. И после получения результатов клиент сразу пропадает с моим результатом, договором и деньгами. Поэтому - нет! Сначала договор, потом работа.

5. Работа со странными обязанностями для кандидата, что часто встречается в инфобизнесе или стартапах.

Странности собственника/руководителя и странные или еще не определенные обязанности для сотрудника - это повод «развернуть» или кардинально дополнить согласованное ТЗ в любой момент. Для меня это сигнал, что работа может продолжаться бесконечно, а кандидат так и не будет найден.

6. «Откуда такая цена? Тут работы на пару часов…»

Найти нужного кандидата иногда можно за пару часов, но вывод его на рабочее место может затянуться на неделю или месяц. А ведь заказчик захочет «еще посмотреть…». И так 2 часа работы может легко растянуться на пару месяцев.

7. Рассказ о крутости компании и великой чести с ней работать для исполнителя, о весе строчки о таком проекте в портфолио, предложение сделать скидку по этой причине.

О, это мое любимое возражение. Я вам скидку за портфолио, а вы мне % за рекламу бренда потенциальным кандидатам?

8. Компания имеет плохую репутацию на рынке.

С плохой репутацией можно работать за бОльшие деньги. Но, как правило, такой заказчик постоянно меняет подрядчиков, чтобы решать свои задачи и велик риск не добиться результата как прошлые подрядчики и остаться без денег.

9. «Мы еще не знаем, кого точно хотим, но давайте уже начнем и будем разбираться в процессе».

Это как в п. 5. Можно работать только если все риски несет Клиент, а не перекладывает на меня. Скорее всего, Клиент хочет бесплатно отработать свою гипотезу и платить в этом случае за процесс ему не интересно.

Конечно, всегда надо договариваться. Разделить с Клиентом риски в работе (аванс, промежуточная оплата, компромиссы в требованиях) - это большая часть работы рекрутера. Договориться можно всегда и обо всем. Но это отдельная история.

Продолжение списка причин - в следующей статье.

Прибыльного бизнеса и эффективных вам сотрудников!

Аноним - Эксперт hrtime.ru.

Имя не называю, поскольку есть клиенты, которые обязательно себя узнают в приведенном списке, а публичная огласка закрыта NDA.