Есть фильмы или роли, которые врезаются в память на всю жизнь. Это как потрясение, которое не может долго отпустить... Для меня один из таких - "Восхождение", снятый Ларисой Шепитько в 1976 году. Военная драма по повести Василя Быкова "Сотников".
Роль Сотникова сыграл Борис Плотников. Нет, он ее не сыграл. Он ее прожил. Пережил. Прочувствовал до самого тонкого нерва, до кончиков пальцев. И это в 25 лет!
И вот утром 2 декабря пришла печальная весть. Ушел из жизни Борис Григорьевич Плотников. Этот треклятый ковид не щадит ни кого! Уходят актеры " старой гвардии". Нет больше с нами и Сотникова...
Врачи долго боролись за его жизнь в одной из столичных клиник. Несколько дней актер был на ИВЛ, но, увы... Не спасли.
Многие издания тут же распространили эту скорбную новость. И почему- то все чаще под заголовками " Умер актер, сыгравший доктора Борменталя в Собачьем сердце".
Конечно, и эта замечательная роль Бориса Григорьевича была сыграна блестяще и очень полюбилась зрителям... Но не эта его лучшая роль в кино. Для многих он прежде всего тот самый Сотников..
Лариса Шепитько долго искала актера на роль Сотникова. Своему ассистенту она прямо указала, что при выборе актера надо держать в уме образ Христа. Шепитько не просто экранизировала повесть, она снимала свою философскую историю, и вместе со сценаристом долго работала над каждым штрихов в сценарии. Важно было найти и подходящих актеров. Прежде всего - Сотникова.
Борис Плотников был идеальной кандидатурой, хотя и прошел семь проб, прежде, чем его утвердили на эту роль. Много палок в колеса вставляли и чиновники Госкино. Время еще было глубоко советское и начальство заподозрило режиссера в том, что она хочет рассказать не военную историю, а "протащить Исусика на советский экран". Нервы всем помотали сильно, но Плотникова все - таки утвердили.
Из воспоминаний Бориса Плотникова:
— Свердловская киностудия тогда снимала по пять—шесть фильмов в год. На главные роли приглашали обычно актеров из Москвы, а на роли второго плана и в массовку набирали из местных. Помню, как нас выстраивали в одну шеренгу по росту, и меня из этой шеренги выводили первым: «Вы, молодой человек, никогда сюда больше не вставайте. Вы абсолютно некиногеничны!»
Для меня это было, конечно, большой трагедией. И я в то время поставил для себя на кино крест. А в 1975 году режиссер Лариса Шепитько в Москве искала актера на роль Сотникова в фильме «Восхождение». Искала по всей стране, но никто ей не подходил. Мне принесли телеграмму — приглашение на пробу. Но я, честно говоря, сначала не поверил, потому что эту телеграмму мне принес актер, который меня все время разыгрывал. Но потом пришли и вторая, и третья телеграммы... И я все-таки поехал. Съемки происходили под Муромом, в экстремальной обстановке, в 30-градусный мороз...
Лариса Шепитько сняла в «Восхождении» Плотникова так, что он на много лет стал артистической иконой советского кино.
Кстати, "Восхождение" сначала хотели положить на полку. Спасло картину только то, что Лариса Шепитько вместе с супругом режиссёром Элемом Климовым, в обход Мосфильма, лично в Минск привезли пленку с фильмом. И на показ пригласили самого первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.
Тот не мог оторваться от экрана. Он ревел, как мальчишка. А после показала искренне благодарил всех создателей за такой честный и глубокий фильм. Через несколько дней «Восхождение» было официально принято без единой поправки. Фильм получил множество призов и премий и вошел в золотой фонд советского кино.
Много премий и наград за свою творческую деятельность получил и Борис Григорьевич Плотников. Да не в наградах и званиях дело. Просто
Счастливчики те, кто учился у него...
Счастливчики те, кто видел его на сцене...
Счастливчики те, кто видел его роли в кино. Очень больно и жалко... Светлая Память...