Каденс - важная штука для велосипедиста

31.07.2018

Люблю кататься на велосипеде. И предпочитаю не просто бездумное катание-наслаждение природой (хотя не без этого). Хочется ещё достижений каких-то. Вот поставил на лето цель - тысячу км проехать. Выполнено 63%. Недавние ливневые периоды немного притормозили неуёмный прогресс, но сейчас не об этом...

Думаю, каждый велосипедист наслышан о каденсе (скорость вращения педалей, измеряется в об/мин). Слышал о нем и я - мол, полезно, чтоб он был постоянный, и вредно для суставов, если каденс низкий. У велосипедистов даже якобы тост есть "за то, чтоб каденс не падал".
До недавнего времени я не придавал этому элементу велосипедной жизни должного внимания. Просто ездил переключаясь вовремя, чтобы велик не внатяг шёл. Потому что интуитивно понятно, что внатяг - это плохо, это губительно для цепи и для суставов.
Но потом захотелось науки. Стал бороздить интернет и нашел интересную формулу для тех, кто не хочет (не может, либо лень) ставить велокомпьютер со счётчиком каденса. То есть достаточно обычного велокомпьютера с измерением скорости.
Вот эта формула:

 v= 0,00465*nk*(z1/z2)*d, км/ч

Где v - это скорость,
0,00465 - просчитанный делитель
Nk - это каденс
Z1 и z2 - количество зубьев передней и задней звёздочки
D - диаметр колеса в дюймах

Есть ещё онлайн калькуляторы разные, пробовал в них, результаты аналогичны.

Вот, что получилось для моего велика, если соблюдать каденс 80 об/мин.

Для второй (средней) передней звёздочки:
На 3й передаче (третьей задней звёздочке) - 17 км/ч
4 - 19 км/ч
5 - 22 км/ч
6 - 25 км/ч
7 - 29 км/ч
1,2 и 8ю не пишу, так как они на средней звезде не используются.

Для большой передней звезды (используются 6-8 задние звёздочки)
6 - 33 км/ч
7 - 39 км/ч
8 - 42 км/ч

И вот тут удивительный факт. Стоило придерживаться четкого диапазона скоростей на определенной передаче, и средняя скорость значительно выросла. Раньше, по интуиции, я часто перекручивал и эффективность была не такой высокой. Иными словами, едешь, скорость растёт, надо бы уже переключаться на следующую передачу, но я, думая, что каденс недостаточно высокий, оставался на более низкой передаче.

Да, поначалу немного напрягает необходимость следить за цифрами, но "на глазок" практически невозможно правильно определить скорость вращения педалей, ощущения могут обманывать из-за элементарной усталости мышц, внешних отвлекающий факторов и т.п. Поэтому бесстрастные числовые значения скорости получились идеальным ориентиром для выбора передачи с целью сохранения нужного каденса.