Таинственный пароход

фото 2011 года
фото 2011 года

С детства помню большую груду металла в районе северного мола ДВЗ "Звезда", хотя в те годы в акватории завода многое что валялось, но это судно запомнилось больше всего. Старожилы рассказывали, что это пароход "Сибирь", но что и почему никто внятного сказать не мог. И вот только спустя годы, благодаря интернету удалось узнать судьбу парохода.

Изначально пароход назывался"Sierra Salvada", он был построен в 1912 году в Германии и по сути являлся конструкционным дедушкой печально известного парохода "Адмирал Нахимов" (он же "Berlin"). Во время первой мировой войны его задержало и экспроприировало Бразильское правительство. Они переименовали его "Avaré" (так называется муниципалитет в Бразилии) и пользовались пока в 1922 не перевернули в порту Гамбурга. В результате этого крушения погибло 39 человек. Спустя пару месяцев судно подняли. Потом четыре раза судно меняло владельцев, они меняли название последним из которых было "Ocena". Ну а потом началась вторая мировая и по её окончанию по репарации лайнер был получен СССР. Его переименовали в "Сибирь" и перегнали во Владивосток. Упоминается, что минимум первые пять лет лайнер ходил на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский.

Так он выглядел при жизни
Так он выглядел при жизни

В книге " Я жил на "Сухарном" " (Воспоминания старожила Петропавловска-Камчатского) автора А. П. Пирагис, Часть 1. "Дорога в Петропавловск. Мы живем на Микояновской (1954–1956)" есть воспоминания о плавании из Владивостока на Камчатку на параходе "Сибирь":

"На дворе был октябрь 1954 года. Мне шел девятый год.

Наш пароход назывался "Сибирь". Корпус у него был выкрашен в черную краску, и только палубные надстройки — в белую. Каюта была малюсенькая и узенькая, как пенальчик, с иллюминатором. Был уже вечер. Пароход выходил из порта. Рядом кто-то рассказывал про залив Петра Великого и бухту Золотой Рог. Эти слова мне тогда ни о чем не говорили, я смотрел на огни города и судов.

Раньше мне не приходилось есть в столовой, ее в селе просто не было, а тут обедали в пароходном ресторане. Отец заказывал померанцевую водку, а нам — компот из ананасов. Впервые узнал, что толченая, или мятая, картошка называется картофельное пюре.

Знатоки еще во Владивостоке говорили, что с октября начинается сезон штормов. Рекомендовали от укачивания достать соленых огурцов. Отец на владивостокском базаре купил трехлитровую банку огурчиков.

Опять мои уши улавливали в разговорах незнакомые слова.

"Прошли пролив, скоро начнет штормить", — сказал кто-то в коридоре.

Через некоторое время в каюту заглянул матрос и сказал, чтобы задраили иллюминатор, потому что надвигается шторм.

Вскоре весь пароход скрипел и дрожал. Казалось, что он развалится и пойдет ко дну. От килевой и бортовой качки нас бросало на койках из стороны в сторону. Внутри меня что-то поднималось и опускалось. Стало тошнить. Шторм продолжался почти три дня. В иллюминатор бились брызги, а видневшиеся волны были с белыми гребнями. Рядом на койках пластом лежали отец, брат и сестра. Нас укачивало. Только мама была на ногах и приносила нам что-нибудь перекусить, но в рот ничего не лезло. Спасали соленые огурцы с черным хлебом и вода.

Наша каюта была с правого борта, и мы видели только волны и океанский простор. С верхней палубы увидел берег Камчатки. Высокие сопки, скалы с белыми прожилками снежников. Где здесь можно жить? На палубе было ветрено и холодно.

В каюте стал расспрашивать мать о месте, куда мы плывем.

"Город Петропавловск-на-Камчатке", — ответила она.

Мне вспомнился город Владивосток, и я успокоился.

"Сибирь" 25 октября 1954 года пришвартовалась в Петропавловском порту в темноте. То ли вечер, то ли ночь, было непонятно. Причал освещался фонарями. Прибывшие пассажиры быстро исчезли, а мы кучкой ждали машину. Пришла грузовая полуторка, наша семья забралась в нее и уселась на свои узлы. Отец назвал адрес. Сказали, что дом за городом."

фото 2011 года
фото 2011 года
конец 80-х
конец 80-х

Последний рейс он совершил в 1965 году, потом был списан. Есть версия что пароход был специально посажен на мель как искусственный волнолом при входе в бухту завода. Раньше он был почти целый, потом начали потихоньку крамсать на металл, в начале 90-х надстройки уже не было. На моих фото в 2011 году он еще торчит из воды, сейчас корпус срезан почти по ватерлинию (на фото как раз видно один последних к ней поясов заклепок, они идут параллельно уровню каждой палуб), но тем не менее металл на срезе еще в сантиметр толщиной!