Особенности философского познания сознания

Сознание как объект познания является именно тем одним из немногих объектов, который во многом определяет особенность философского познания вообще. И сегодня, несмотря на все достижения науки, познание сознания проводит четкую границу между возможностями философии и науки.

Наука, следуя своему идеалу познания, пытается «наделить» свое истинное знание критерием объективности. Так, в случае с познанием сознания, наука определяет зависимость сознания от деятельности мозга, который можно вполне объективно и экспериментально исследовать. Сейчас уже даже есть специальные приборы, которые позволяют фиксировать деятельность мозга в виде того или иного излучения.

И хотя «закономерности» сознательной и психической жизни человека пытается научно исследовать и психология, в любом случае ученые утверждают, что сознание зависит от функционирования мозга.

Как наука приходит к такому выводу? Прежде всего, методом наблюдения и эксперимента. Представим себе, например, что ученый осуществляет различные манипуляции с мозгом подопытного человека и от этого меняются его состояния сознания и психические проявления. И это действительно так! Ведь на этом построены методы психиатрического лечения. Врач прописывает определенные препараты, которые, попадая в кровь пациента, влияют на его мозг и, отсюда, на сознательную и психическую жизнь.

Так же и психолог, исследуя поведение, речь, сны и т.д. человека, пытается определить объективные закономерности психической и сознательной жизни.

И с результатами науки трудно поспорить. Однако возникает один резонный вопрос: насколько ученый имеет дело действительно с сознанием человека? Насколько вообще можно говорить о сознании как об объекте научного познания?

На самом деле ученый имеет дело только с так называемыми «проявлениями» сознания: поведением, речью, движениями и т.д. того или иного человека. Отсюда делается вывод, что эти проявления являются именно проявлениями сознания. Ведь непосредственного доступа к сознанию другого человека ученый не имеет. Более того, никто не имеет непосредственного доступа к сознанию другого человека. И даже никто не может достоверно знать: имеет сознание человек, который, например, сейчас стоит напротив. Он говорит умные вещи, осуществляет логические или не очень поступки ... Вроде все на уровне сознания (в нашем понимании). Но на самом деле мы не можем быть в этом уверены и это только наши предположения. Особенно это актуально в наше время развития технологий создания искусственного интеллекта. Ведь уже даже сегодня человек не сразу и не всегда может определить с кем он общается, например, в интернете - с настоящим человеком или роботом.

Итак, объективные возможности исследовать сознание другого человека (а не его проявления) отсутствуют, потому что сознание не может быть объектом познания. Отсюда можно сделать выводы о достаточно относительных результатах научных исследований сознания. Ведь наука принципиально не имеет инструментов исследовать сознание, пользуясь своими идеалами объективности.

Если мы говорим о сознании, то во время научных исследований ученый имеет дело исключительно со своим сознанием! Все остальное - это лишь объекты, на которые направлено его собственное сознание. И неважно что это: мозг, слова, речи или поступки другого человека ... Все это - объекты сознания исследователя, а не сознание подопытного. В свою очередь, сознание исследователя возникает исключительно в качестве субъекта, а не объекта познания.

Таким образом, несмотря на современные значительные достижения научного познания вообще, познание сознания остается за пределами научного познания.

Однако философия, в отличие от науки, предлагает несколько иной подход к познанию сознания. Поскольку сознание не предстает в качестве объекта познания, то, соответственно, не может идти речь ни о каком объективном познании. Поэтому в данном случае философия предлагает другое видение познания сознания и его истинность:

1. Познание сознания основывается на принципе очевидности. Так, следуя Р. Декарту [2], можно сомневаться во многом. Например, в реальном существовании чувственных объектов (ведь наши чувства могут нас обманывать). Но сомневаться в том, что в процессе познания мы находимся в состоянии сознания, невозможно. Ведь когда мы сомневаемся, то сам процесс сомнения является несомненным. Иными словами, вещи, которые нас окружают, могут и не существовать на самом деле, но то, что они являются объектами нашего сознания - это очевидно и несомненно [1]. Отсюда следует очевидность наличия своего сознания исследователя.

2. Познание сознания - это индивидуальный субъективный акт, который никогда не претендует и не может претендовать на объективность. Исследователь находится в состоянии собственного сознания и не имеет доступ к сознанию других (наличие которых вообще подвергнуто сомнению). Поэтому, например, мой процесс познания сознания является исключительно субъективным актом. Исследователь всегда имеет дело исключительно с собственным индивидуальным сознанием. Сознание всегда индивидуально. Это опять вытекает из принципа очевидности.

3. Рефлексия является философским методом познания сознания. Этот метод несколько парадоксальный. Ведь в нем сознание как субъект познания направляет познавательную активность на себя, но при этом, не превращаясь в объект. Поэтому, по сути, познание сознания выступает как самопознание в состоянии строго индивидуального созерцания самого себя.

Итак, несмотря на претензии науки на исключительную всеобъемлющую общеобязательную истину, познание сознания, по сути и своему принципу, остается за пределами научной сферы в целом. Зато познание сознания является актом индивидуальной философской рефлексии, а в качестве результата - описанием субъективного опыта самосозерцания собственного сознания на основе очевидности. При этом эти результаты не менее значимые, чем результаты объективного научного познания, ведь подчеркивают уникальность индивидуального бытия.

Александр Полтавцев, кандидат философских наук.

P.S. Если вас интересует обучение философии, напишите мне лично в телеграмме здесь https://t.me/alpoltavtsev и запишитесь на бесплатное индивидуальное занятие. 

Также обязательно подписывайтесь на мой авторский блог "Школа философии".