Галопирующая Герти – катастрофа моста Tacoma Narrows Bridge

Обрушение моста Такома-Нэрроуз, соединяющего Такому с полуостровом Китсап в штате Вашингтон, является одной из самых известных строительных катастроф в истории. Мост, несущий неофициальное имя Галопирующая Герти (англ. Galloping Gertie), с самого начала был обречен на разрушение из-за ошибок в конструкции.

Фото smartage.pl
Фото smartage.pl

Мост, обреченный на катастрофу

Первые планы по строительству моста над проливом Такома-Нэрроуз появились в 1889 году. Из-за стоимости строительства переправы, а также ее длины, только в 1920-х годах удалось начать проектные работы над мостом. Хотя переправа имела большое значение для местной инфраструктуры, в проект изначально не закладывалось интенсивное движение.

В конце концов, работа над мостом началась 27 сентября 1938 года. Через 19 месяцев, 1 июля 1940 года, строительство было завершено, и мост был открыт для движения. Конструктивно Tacoma Narrows Bridge был двухполосным подвесным мостом общей длиной 1810 м и длиной пролета 853 м, а шириной всего 12 метров. Из-за заложенного относительно небольшого движения мост имел только две полосы, чтобы максимально снизить затраты на строительство, которые закрылись в размере 8 млн долларов (в том числе 6,5 млн долларов стоило само строительство). С точки зрения длины центрального пролета, Tacoma Narrows Bridge был в свое время третьим самым длинным подвесным мостом в мире, сразу после моста Джорджа Вашингтона и Золотыми Воротами.

Практически с самого начала работ стали появляться проблемы со стабильностью моста. Даже при небольшом ветре он начинал трястись и вибрировать, и многие люди, работающие на его поверхности, страдали от головокружения и тошноты, вызванных таким непрерывным движением. Именно поэтому мост получил неофициальное название Галопирующая Герти.

Фото smartage.pl
Фото smartage.pl

Были предприняты многочисленные попытки для стабилизации конструкции, но уровень знаний инженеров того времени не позволил решить эту проблему. Помимо этого, было признано, что мост может эксплуатироваться. В течение последующих недель после открытия Tacoma Narrows Bridge стал привлекать многочисленных ... туристов, которые хотели увидеть изгибавшийся на все стороны и буквально плавающий под ногами мост.

Неизбежная катастрофа

Ранним утром 7 ноября 1940 года на район, где находился мост Такома-Нэрроуз, налетел сильный ветер, дующий со скоростью 56-67 км/ч, который заставил мост вибрировать с гораздо большей силой, чем до сих пор. В течение десятка минут мост стал выгибаться в разные стороны, а вибрации и тряска поверхности сделали невозможным движение по нему.

Примерно в 10.00 мост начал ритмично раскачиваться и выворачиваться с отклонением до 8,4 м. Около 10.30 начали выпадать первые фрагменты конструкции, а около 11.00 мост распался и рухнул. Момент катастрофы был увековечен на пленке, снятой Барни Эллиоттом, владельцем местного фотомагазина. В момент краха на мосту находилась машина, водитель которой сумел выйти и добраться до земли. К сожалению, внутри осталась собака, которая боялась покинуть машину и погибла, когда автомобиль упал в воду.

Фото smartage.pl
Фото smartage.pl

Причины и последствия аварии

Tacoma Narrows Bridge с самого начала был обречен на обрушение из-за ошибок конструкции. Исключительно длинный центральный пролет был очень узким - всего 12 метров, а столбы, на которых висела ​​конструкция, вызывали воздушные завихрения даже при небольшом ветре. Кроме того, пролеты моста не были усилены, из-за чего начинались вибрации и колебания.

В злополучный день совпало несколько факторов, приведшие к чрезвычайным изгибам. Кроме того, частота колебаний пролетов и пилонов сходилась, в результате чего вся структура резонировала и окончательно распалась.

Исследования, проведенные в последующие годы, позволили инженерам приобрести знания, благодаря которым во время строительства следующих подвесных мостов началось дополнительное усиление пролетов и другая конструкция пилонов, благодаря чему подобной катастрофы уже не было. История Tacoma Narrows Bridge, несмотря на течение времени, по-прежнему демонстрируется ​​студентам-инженерам в качестве книжного примера феномена резонанса.

Фото smartage.pl
Фото smartage.pl

В связи с началом Второй мировой войны мост не отстраивался в течение следующих 10 лет. Только в 1950 году был построен новый мост длиной 1822 м и длиной самого длинного пролета 853 м, который функционирует до сих пор. Во время строительства использовались оригинальные основы пролетов 1940 года, но вся конструкция переправы была новой.

Интересный факт: фильм, снятый во время крушения Tacoma Narrows Bridge, является одним из самых известных документальных фильмов. Первоначально он был снят в цвете на ленту Kodachrome 16 мм, но агентства и средства массовой информации проигрывали ее на черно-белой ленте 35 мм. Проигрываемые фильмы воспроизводились со скоростью 24 кадра в секунду, тогда как исходный фильм составляет 16 кадров в секунду, поэтому многие черно-белые фильмы показывают движения моста ускоренно.