Борьба на рынке СПГ

Россия планирует занять свою нишу на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ) за счёт запуска проектов «НОВАТЭКа» на полуостровах Ямал и Гыдан. Согласно долгосрочной стратегии до 2030 года, компания нацелена стать глобальным производителем СПГ. Общие инвестиции в проекты превысят 3,5 трлн рублей.

За Полярным кругом на полуострове Ямал на базе Южно­Тамбейского месторождения реализуется проект «Ямал СПГ», который предполагает строительство трех линий по сжижению газа по 5,5 млн т в год каждая. Акционерами «Ямал СПГ» являются компания «НОВАТЭК» — 50,1%, французская Total — 20%, китайская CNPC — 20%, а также китайский Фонд «Шелковый путь» — 9,9%.

Технологии на российском оборудовании

В рамках реализации этого проекта построен морской порт Сабетта с шестью причалами грузооборотом 17 млн т в год. На Южно­Тамбейском месторождении пробурено 100 скважин из необходимых 208, в том числе 58 для работы первой очереди завода. Вторую очередь завода планируется запустить в третьем квартале 2018 года, третью — в начале 2019 года.

Четвертая очередь будет введена в эксплуатацию в конце 2019 года, где будут использоваться только российские технологии, оборудование и комплектующие, которые, как ожидается, на 30% дешевле импортных. Мощность четвертой линии составит 0,95 млн т СПГ. Руководство «НОВАТЭКа» обращает внимание на тот факт, что у компании имеются российские турбины мощностью 25 МВт, таким образом 1 млн т СПГ можно производить уже на отечественном оборудовании. В реализации проекта участвуют компании из 15 стран и 650 российских предприятий.

Строительство ведет французская компания Technip совместно с JGC. Стоимость проекта оценивается в $27 млрд, законтрактовано 96% будущего объема СПГ. Сумма уже подписанных контрактов на поставку оборудования для реализации проекта составляет более 600 млрд руб., в дальнейшем эта цифра будет расти. С выходом проекта на полную мощность Россия поднимется с девятого на пятое место в мире по объемам производства СПГ.

Финансовая составляющая

В «НОВАТЭКе» отмечают, что схема финансирования проекта очень сложная, что она нелегко далась компании. В «Ямал СПГ» акционерами вложено $13 млрд, привлечено $19 млрд внешнего финансирования. Из Фонда национального благосостояния России выделено $2,4 млрд в рублевом эквиваленте. Кроме того, на реализацию проекта «Газпромбанк» и «Сбербанк» предоставили сумму, эквивалентную $4 миллиардам. Внешэкономбанк предоставил гарантию на $3 млрд в обеспечение обязательства «НОВАТЭКа» по обслуживанию долга «Ямал СПГ» перед кредиторами проекта.

Основную сумму в размере $12 млрд предоставили Банк развития Китая и Экспортно­импортный банк этой же страны. Японский госбанк JBIC предоставил €200 миллионов. Итальянский Intesa выделил €750 млн под гарантии итальянского и французского экспортно­кредитных агентств, а вместе с Raiffeisen Bank — кредитную линию на сумму до €425 млн под покрытие германского Hermes и экспортного агентства Швеции EKN. Поскольку лимит на внешнее финансирование составляет $19 млрд, пришлось даже отказаться от части китайских кредитов.

Контракты на продажу СПГ подписывались в 2011–2014 годах, когда нефть стоила свыше $100 за баррель, при том что в основном соглашения заключались с нефтя­ной привязкой. Несмотря на падение цены нефти больше чем в два раза, руководство «Ямал СПГ» уверено, что проект будет рентабелен благодаря низкой себестоимости добычи.

Окупаемость проекта, по мнению руководства «НОВАТЭКа», оценивается как очень хорошая. Этому способствуют высокие цены на СПГ на азиатском рынке, при этом в компании подчёркивают, что цены не будут долгосрочными, а в лучшем случае — среднесрочными. В этой связи ввод первой, второй и третьей линии, практически раньше намеченных сроков, позволит получить дополнительную окупаемость.

В компании считают, что выплаты акционерам проекта, которые стоят во втором ряду после внешних заемщиков, могут начаться уже в 2019 году.

Долгожданный момент

Производство СПГ па полуострове Ямал началось 5 декабря 2017 года, и уже 11 декабря танкер «Кристоф де Маржери» с первой партией сжиженного природного газа 73 тыс. т отправился в европейский регион. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ объёмом 170 тыс. куб. м для компании Petronas LNG UK Limited. Все покупатели по долгосрочным контрактам, кроме CNPC, закупают газ с первой очереди СПГ­завода. Контракт с CNPC привязан ко второй очереди.

Поставки СПГ с завода по долгосрочным контрактам начнутся в апреле 2018 года. Ранние объёмы газа будут продаваться основными акционерами на спотовом рынке, то есть исключительно за наличные средства.

Total Gas&Power закупает у «Ямал СПГ» 4 млн тонн. Из своих 2,38 млн т Novatek Gas&Power трейдер законтрактовал 1млн т в адрес французской Engie, еще 0,9 млн т в адрес Shell International Trading Middle East. До 2,9 млн т СПГ в год «Ямал СПГ» продал Gazprom Marketing & Trading Singapore, 2,5 млн т — испанской Gas Natural Fenosa. Свыше 95% продукции законтрактовано в страны АТР.

В 2018 году завод планирует осуществить 40 отгрузок спотовых партий газа, в том числе 14 танкеров будет отправлено до апреля, когда начнётся исполнение долгосрочных контрактов. Всего в 2018 году будет поставлено 75 партий СПГ.

Компания патентует новую лицензию на производство сжиженного природного газа «НОВАТЭКа», которая называется «Арктик каскад», использование планируется начать в 2019–2020 годы, чтобы после «обкатки» применять в новых проектах.

Новая флотилия ледового класса

Проект реализуется в условиях ледовой обстановки, в этой связи было принято решение о строительстве 15 танкеров ледового класса Arc7. Первый танкер обошелся «Совкомфлоту» в $350 миллионов.

В ноябре 2017 года «Ямал СПГ» получил первые новые суда газовозы. Их назвали в честь знаменитых российских землепроходцев, исследователей арктических широт Бориса Андреевича Вилькицкого и Федора Петровича Литке. Суда были построены в Республике Корея на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Танкеры смогут ходить по Северному морскому пути в восточном направлении в период с июля по декабрь, а в западном — круглогодично. Путь газовоза до Берингова пролива занимает пять дней, еще неделю до Японии. Путь в страны Азиатско­Тихоокеанского региона (АТР) через Суэцкий канал занимает в два раза больше времени.

Новые морские суда способны работать при температурах до минус 52 градусов, проходить через льды толщиной до 2,1 метра. Вместимость танкера составляет 172,6 тыс. куб. м СПГ. Его длина — 299 м, ширина — 50 метров.

При поставках СПГ в западном направлении из порта Сабетта газ будет перегружаться в европейских портах в газовозы конвенционного типа. Основной объем газа планируется поставлять на рынок стран АТР.

Для транспортировки продукции «Ямал СПГ» канадско­китайский консорциум — Teekay/China LNG Shipping заказал шесть танкеров на сумму $2,1миллиарда. Для этих же целей японско­китайский консорциум Mitsui O. S. K. Lines/China Shipping инвестировал в строительство еще трех таких танкеров $984 миллиона. Греческая компания Dynagas вместе с китайскими China LNG Shipping Co. и Sinotrans Shipping Ltd. заказали пять танкеров стоимостью $1,6 миллиарда.

Как отмечают отраслевые эксперты, реализация проекта «Ямал СПГ» даст толчок развитию атомного судостроения и Северного морского пути (СМП), что в итоге позволит осуществлять отгрузку с «Ямал СПГ» круглый год во все части мира. В России уже обсуждается перспектива строительства судов «Лидер», которые будут способны ломать лед любой толщины. Это означает, что Северный морской путь вскоре может быть использован круглый год, в то время как сейчас его восточное направление может работать до семи месяцев, а западное — круглый год.

«НОВАТЭК» планирует построить на Камчатке терминал по перегрузке СПГ мощностью 20 млн т для снижения транспортных расходов при доставке СПГ из российской части Арктики на полуостровах Ямал и Гыдан на основной рынок потребления СПГ в страны азиатско­тихоокеанского региона. Его строительство оценивается в 60 млрд рублей. Это позволит сократить срок поставок газа в Азию с 36 до 19 дней, а затраты — с $2,49 до $1,65 за 1 млн британских термических единиц. До Камчатки СПГ предполагается доставлять по СМП судами ледового класса, а затем перегружать продукцию на суда конвенционального класса, которые существенно дешевле, чем корабли для работы на Севморпути.

Интерес к новому проекту

Долгосрочные контракты компании начнутся в апреле 2018 года, при этом газ проекта «Ямал СПГ» не будет конкурировать с поставками «Газпрома» в Европе, считает руководство «НОВАТЭКа». Сегодня многие портфельные покупатели такие, например, как Total и CNPC заинтересованы в больших поставках на азиатский рынок. В этой связи, по мнению аналитиков, те поставки, которые делает «Газпром», не конкурируют с «Ямал СПГ».

Проект «НОВАТЭКа» создает основу для устойчивого развития территории. Только в Сабетте сформировано 32 тыс. новых рабочих мест, создана аэропортовая, авиационная, железнодорожная инфраструктуры, жилье, социальные объекты. Ведется комплексное развитие территории с реализацией целого ряда программ.

Главным итогом создания «Ямал СПГ», в который российское государство вложило немало средств, является доказательство технологической осуществимости такого рода проектов. Это позволило «НОВАТЭКу» заявить о планах строительства на имеющихся и рядом расположенных месторождениях СПГ­мощности, сопоставимые с текущей производительностью крупнейшего в мире поставщика — Катара, который изучал вопрос покупки акций «Ямал СПГ».

Руководство страны предложило Саудовской Аравии покупать российский сжиженный природный газ, что может привести к сотрудничеству России и Саудовской Аравии в области энергетики, то есть превратить страны из конкурентов в партнеров, что позитивно скажется на работе государств.

Глава министерства нефти Саудовской Аравии отметил, что такое сотрудничество изменит мировой энергетический рынок, и выразил надежду на то, что обе страны будут работать вместе в этом вопросе. Эр­Рияд присматривается к участию во всей цепочке бизнеса сжиженного природного газа: от добычи до маркетинга. Первые переговоры по участию инвесторов из Саудовской Аравии в ямальских СПГ­проектах прошли в рамках Санкт­Петербургского международного экономического форума. Саудовская Аравия одна из главных стран по добыче углеводородов в своем регионе, при этом она собирается потреблять газа больше, чем у нее сегодня есть.