Нефтегазовый клондайк Арктики

Арктика обладает огромным потенциалом роста дальнейшего развития отечественной нефтегазовой отрасли в ближайшие десятилетия. В российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и газового конденсата и более 70% газа. На российском арктическом шельфе имеются запасы нефти и газа стоимость которых, по предварительным оценкам, составляет $20 триллионов. Они могут обеспечить 20-30% добычи нефти к 2050 году. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы углеводородного сырья акваторий арктических морей оценены в 120 млрд т условного топлива.

На российском шельфе открыто 20 крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, из которых 10 имеют доказанные запасы. Крупнейшими нефтегазовыми бассейнами в Арктике являются Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский.

Значительная часть ресурсов — 94% общего объема — сосредоточена на западе арктического шельфа. Неразведанные запасы восточной части вдоль континентального склона и в глубоководном арктическом бассейне в основном относятся к категории предполагаемых или условных.

В 2017 году в Арктике добыто 96,2 млн т нефти, что на 3,8% больше, чем в 2016 году, а также 568,9 млрд куб. м газа (прирост по сравнению с 2016 годом составил 9,6%). Объемы добычи газа в Арктической зоне стабилизировались в течение последних лет и по итогам 2017 года составили 83% общероссийской добычи. Доля производства нефти в Арктике с 2007 года по 2017 год увеличилась с 11,8% до 17,6% от общероссийской, к 2035 году этот показатель возрастет до 26%.

Транспортные пути

В последние годы в Арктике активно развивается трубопроводный транспорт. В 2017 году начал работу магистральный газопровод «Бованенково — Ухта-2», благодаря которому планируется вывести Бованенковское месторождение на проектный уровень добычи 115 млрд куб. м в год.

Чтобы обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов сырья с новых сухопутных месторождений Арктической зоны для дальнейшей поставки на нефтеперерабатывающие заводы, а также на экспорт, в эксплуатацию введены магистральные нефтепроводы «Заполярье — Пурпе — Самотлор» и «Куюмба — Тайшет».

Основным нефтеналивным терминалом Арктики является Варандей, расположенный в Печорском море. Он обслуживает месторождения на суше в Ненецком автономном округе и используется для перевалки добытой нефти на танкеры для последующего экспорта или транспортировки в порты России.

Крупнейшими портами, способными принимать и отправлять нефть и нефтепродукты, являются Мурманск, Витино и Архангельск. Порт Сабетта на востоке полуострова Ямал позволяет экспортировать сжиженный природный газ (СПГ).

Для стимулирования экспорта СПГ идет активная работа по развитию Северного морского пути (СМП), который позволяет сократить путь из Азии в Европу на треть.

На поезде в Арктику

Российское правительство рассматривает возможность реализации одного из крупнейших транспортных проектов — самую северную в России железную дорогу от Бованенково до морского порта Сабетта. Инициативу в этом вопросе проявил Ямало-Ненецкий автономный округ. Теперь ЯНАО, «РЖД» и министерство транспорта РФ должны представить технико-экономическое обоснование этого проекта, который находится в проработке.

Дорога планируется, чтобы доставлять груз на Ямал и Гыдан, а также обеспечивать транспортировку углеводородов с двух десятков нефтяных и газовых месторождений к СМП.

Расходы на строительство железной дороги оцениваются в 115 млрд рублей. Ее пропускная способность составит 10 млн т в год.

Разработка арктических углеводородных месторождений

Россия ведет разработку арктических углеводородных месторождений на Кольском полуострове, в Норильске, в северных районах Западной Сибири. Ненецкий автономный округ является важным центром нефтедобычи, а Ямал стал центром газодобычи. В Арктической зоне России добывается 83% газа и 12% нефти, однако ее сырьевой потенциал освоен не в полной мере. Нефть добывают на Новопортовском и Восточно-Мессояхском месторождениях. Скоро начнется промышленное производство на Лодочном, Русском и Западно-Мессояхском месторождениях.

В прошлом году «Газпром нефть» увеличила добычу на 25,3 млн барр. благодаря ресурсам Баженовского месторождения в Западной Сибири, где предположительно находятся крупнейшие запасы сланцевой нефти в мире.

В 2017 году «Роснефтью» открыто прибрежно-морское Центрально-Ольгинское месторождение на Таймыре. Оно стало первой находкой в море Лаптевых. Его геологические запасы оцениваются в 298 млн т нефти, которая отличается высоким качеством — она легкая и малосернистая. «Роснефть» приступила к бурению скважины Центрально-Ольгинская-1 на Хатангском лицензионном участке. Это самая северная нефтяная скважина в России, расположенная в ледяных водах моря Лаптевых. Она является одной из наиболее технологически сложных для освоения.

Инвестиции «Роснефти» в разработку арктического шельфа с 2012 года составили 100 млрд рублей. Ожидается, что с 2017 года по 2021 год объемы инвестиций вырастут до 250 млрд рублей. До 2021 года компания собирается пробурить четыре поисковые скважины на шельфе моря Лаптевых, а также восемь скважин в Карском и Баренцевом морях.

Далее про добычу на арктическом шельфе