6 спорных идей сплочения коллектива, или Тимбилдинг с оговорками

22.06.2018

Превратить коллектив в команду – отличная идея, как ни крути. С одной стороны, в сплочённом и дружном коллективе у участников повышается интерес к работе, мотивация и, как следствие, продуктивность деятельности. С другой – сотрудникам легче и приятнее работать среди «своих» людей, которыми они, собственно, и становятся после совместного ведения какой-либо интересной деятельности.

Командообразование может быть разным. Чаще всего фантазии организаторов хватает на что-то вроде верёвочного курса или банальных шашлыков на близлежащей полянке. Случается и такое, что начальство прибегает к довольно радикальным или странным методам сплочения коллектива, которые могут привести к непредсказуемым результатам. Ниже - шесть спорных идей тимбилдинга, которые могут быть хороши при правильном подходе или в особенных компаниях, а могут напрочь испортить отношения в команде.

Показательные выступления

В методиках сплочения коллектива часто проскакивают всевозможные совместные постановки пьес или личностные тренинги. Например, известное упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех».

В ходе упражнения его участники делятся на четыре группы: сценаристы, актеры, режиссеры, критики. Сценаристы пишут первый акт, критики вносят собственные правки, режиссёры совместно с актёрами реализуют все это на сцене, в то время как сценаристы работают над вторым актом и так далее. После этого вся пьеса ставится и происходит совместное обсуждение: что понравилось, а что – не очень.

Это замечательная идея, но, если занятие подразумевает наличие публичных выступлений – убедитесь в том, что все участники на это согласны. Боязни публики, по статистике, в той или иной мере подвержены более половины всех людей. При проведении «Театра» роли желательно распределить жребием, но если у кого-то из участников идея выступать на сцене вызывает нервный тик – обязательно предусмотрите возможность поменяться.

Тёмная комната

Интересный европейский тренд, который медленно, но верно становится популярным и на просторах нашей страны. Суть в том, что в абсолютной темноте люди должны выполнить ряд заданий с применением находящихся в комнате предметов. Задания могут быть совершенно разного плана: сложить все квадратные предметы на стол, найти что-то, сесть на стулья и так далее.

Организуя такое новшество, не забывайте о том, что страх темноты у некоторых никто не отменял. Если в коллективе окажутся «хохмачи», которые сочтут своим долгом воспользоваться положением, пугая, например, бухгалтера с тонкой душевной организацией или позволяя себе непристойности, отношения будут испорчены и впечатление от мероприятия у сотрудников останется не лучшим.

Такой метод тимбилдинга очень хорошо подойдёт компании, в адекватности каждого участника которой вы абсолютно уверены.

Экстремальное сплочение

Стремительными темпами набирают популярность виды тимбилдинга, предполагающие нахождение в экстремальных условиях. Речь не идёт о стандартном верёвочном курсе, скорее – о гонках, сплавах, спортивном ориентировании. Разумеется, не всем это нравится – кто-то не готов скакать сайгаком по лесам и полям, поэтому в ходе какой-нибудь вылазки будет уныло плестись в хвосте своей группы и приставать с вопросом «а долго ещё?». Чрезмерно рискованные ситуации – это всегда страшно, а когда речь идёт об экстриме в компании малознакомых людей, не будучи на сто процентов уверенным в силах своего лидера, довериться ему будет трудно.

Как ни странно, не от возраста зависит, кому подойдёт такой вид досуга, а кому – нет. Дело в характере! Поэтому выбирайте для своего коллектива вылазку, если большая часть (в идеале – все) сотрудников – это активные энтузиасты, которые ничего не имеют против физического дискомфорта.

Голые и смешные

Во всём, что касается корпоративной культуры, нужно соблюдать этику. Одно дело – если Маргарита Петровна из «кадров» сменила привычные туфли на кроссовки, а строгий деловой костюм – на спортивный. Совсем другое – когда формат корпоративного тренинга предполагает обнажение в той или иной форме.

Грань дозволенного очень тонка: кто-то не видит ничего зазорного в том, чтобы предстать перед коллегами в мини-купальнике, а кому-то даже открытые руки – разврат. Поэтому если планируется тренинг на пляже в жару, предварительно согласуйте дресс-код, который всех устроит. Иначе после него вы рискуете получить несколько заявлений об увольнении или сотрудников с травмированной психикой.

Выездные мероприятия

Крупные компании могут себе позволить «высылать» за границу на тимбилдинг несколько сотрудников в качестве поощрения. Иногда сплочение вдали от дома предлагается в качестве акции добровольной: кто хочет, тот едет за свой счёт. Такие сборы, как правило, вносят разброд в коллектив, вместо того, чтобы его сплотить, давая, таким образом, диаметрально противоположный желаемому эффект. Еще хуже, кстати, если такая поездка анонсируется как «принудительно-добровольная».

Поездка на отдых – это, в первую очередь, дружеское мероприятие, поэтому если хочется посетить с коллегами или подчинёнными тёплые края России или заграницу – позиционируйте это как поездку приятелей, без «рабочего» подтекста. Иначе есть серьёзный риск спровоцировать в коллективе недовольства и зависть, которые ничем хорошим не закончатся. Достойной альтернативой может стать совместный выезд в недалёкие от дома края.

Исключение – компании, в которых большая часть сотрудников может себе позволить такие небюджетные мероприятия.

Корпоративная песня и прочее из разряда «одно за всех»

Когда у компании есть собственный гимн, это здорово. Но если каждое утро заставлять сотрудников распевать его в первые минуты прихода на работу, только часть из них проникнется гордостью за свою фирму. У второй же части через какое-то время таких песенных утренников возникнет обратный эффект – им захочется больше никогда не слышать ничего, связанного с местом работы. Кроме того, петь умеют далеко не все, и заставлять человека делать это значит причинить ему психологический дискомфорт. Уверены, что психологический дискомфорт мотивирует работать на супер-результат?..

Сюда же, кстати, относится и много обсуждаемый корпоративный дресс-код. Одно дело обязать всех ходить в синем с белым и совсем другое – внезапно выдать всей женской части команды одинаковые юбки и блузки. Вы не поверите, но для многих это станет причиной стрессов и увольнений, а вовсе не поводом еще больше любить свою работу.

Заключение

Сплочение любого коллектива – это всегда труд. Причём труд взаимный, при котором стараться должны организаторы, начальство и сами работники. Придуманы универсальные способы и тренинги, которые подойдут практически для всех, но, если хочется чего-то «с огоньком», стоит быть осторожнее, чтобы не перемудрить с креативом, иначе старания могут дать обратный эффект.