Язык мой – инструмент мой

Так сложилось в результате эволюции, что нашим основным средством коммуникации стала речь. И, это не самый удачный выбор, так как наш внутренний мир гораздо богаче и ярче, нежели мы можем выразить словами. Поэтому связь между внутренними мирами двух людей очень сложно наладить до полного взаимопонимания.

Но, если проанализировать то, как мы говорим, можно понять, как мы думаем, что для нас важно, к чему мы стремимся. Особенно, если обратить внимание на собственную речь. Этому посвящена книга Роберта Дилтса «Фокусы языка».

Я присутствовал на одном из семинаров Дилтса, правда посвященного другой тематике, и мне не понравилось. Поэтому я очень скептически отнёсся к его книге, которую мне рекомендовали.

Какого же было мое удивление, когда в тексте Дилтс оказался намного убедительней и структурированней, чем вживую. Всё-таки публичные выступления и литература – это очень разные жанры.

Прежде всего подкупает то, что книга тонкая. Здесь нет воды – только теоретический минимум и много практических упражнений. Это мой формат. Плюс, здесь нет любимых психологами рассказов о своих, неинтересных широкому кругу читателей, пациентах. Если есть примеры, то они очень короткие, абстрактные и действительно помогают в упражнениях.

О чем эта книга? О языке. О том, что, изменяя структуру того, как мы говорим о важном для нас, мы можем: понять, что же действительно для нас важно и свое отношение к этому. Звучит, как магия. Но, именно поэтому книга и называется «Фокусы языка». А фокус, как нам известно, это не магия, а иллюзия, которая очень сильно зависит от того, под каким углом на неё смотришь.

Однако, в том, что это «фокусы языка» и заключена проблема. Изменять отношение собеседников к предмету разговора, применяя инструменты из этой книги можно. Не всегда и очень много зависит от мастерства и практики. Но, можно.

Когда же речь заходит об изменениях внутри себя, то это практически перестаёт работать. Потому что вы знаете секрет и технику иллюзии.

Попробуйте показать себе фокус с исчезновением пальца. И убедить себя, что он действительно пропал, а не (СПОЙЛЕР) прижат к ладони. Если вам это удалось, то и инструментами, описанными Робертом Дилтсем вы можете пользоваться для внутренних изменений. Если же нет – то, тут придётся перед этим сильно поработать с убеждениями.

Но, для самоанализа – это всё очень даже работает! Кроме того, изменение фреймов - отличное подспорье для сторителлинга. Вы берете действие героя, которое он, исходя из своих убеждений никогда бы не решился сделать. И в течение истории меняете фрейм так, чтобы в финальной сцене - это действие было единственным возможным вариантом для победы героя. Вуаля! Психология на службе драматургии.

Не буду приводить цитаты из книги. Потому что есть большой смысл прочитать её целиком. И, особенно, сделать все упражнения. Возможно, то, что вы сами всегда знали о себе, произнесенное вслух, поможет найти путь для движения к вашей цели.

Если вам понравилась статья, вы можете поставить лайк и подписаться на канал. А ваши комментарии, рисунки и поделки отправляйте по адресу: на Фейсбук или Медиум.