Нейробиология сна: как недосып влияет на ребенка?

21.05.2018

Мы уже писали о том, что, согласно самым последним научным исследованиям, сон оказывает непосредственное влияние на эмоциональное здоровье детей и на их успеваемость в школе.

В этом обзоре мы затронем нейробиологические аспекты сна и их проявления в познавательной функции ребенка.

Проявления недосыпа днем

Современные технологии позволили сегодня ученым глубже заглянуть в структуру головного мозга и ответить на целый ряд вопросов. В частности, как недосып влияет на функции обучения и освоения школьной программы.

Оказалось, что при недостатке сна нейроны мозга становятся менее пластичными, что не позволяет им образовать новую синаптическую связь, обеспечивающую нормальную работу памяти. Соответственно, невыспавшийся ребенок не может по памяти воспроизвести даже то, что только что слышал на уроке.

Недосып также снижает возможности детского организма извлекать глюкозу из крови, что ведет к рассеиванию внимания и потере концентрации. От ее недостатка префронтальная кора не может "справиться" со своими задачами, и ребенку сложно формулировать мысли, приводить их в логичный порядок, прогнозировать последствие тех или иных действий. Он склонен зацикливаться на ошибочном варианте ответа и не способен предложить верное решение.

Вот таким образом недосып сказывается на качестве познавательной деятельности и на поведении ребенка во дневное время суток.

Проявления недосыпа ночью

Специалисты Южной Калифорнии экспериментально доказали: чем больше ребенок осваивает информации во время бодрствования, тем в большем количестве сна он нуждается, чтобы мозг смог всю ее в корректном для себя режиме обработать. Формируя воспоминания в дневное время суток, в ночное - он конкретизирует их, что позволяет ребенку выстраивать ассоциативные связи и заключения уже на утро следующего дня. Помните поговорку: " утро вечера мудренее".

Интересно, что сон ребенка не такой как у взрослых: в отличие от них дети значительно дольше пребывают в фазе медленного сна. Это имеет важное значение для процесса обучения, в частности это способствует запоминанию формул, различных исторических и памятных дат, правил и проч., что является еще одной веской причиной необходимости полноценного сна в момент взросления.

А в период переходного возраста у подростков трансформируется, так называемый, "циркадный ритм", то есть внутренние биологические часы меняют свое времяощущение, и они склонны засыпать позднее, что также чревато. Взрослые и дети испытывают сонливость, как правило, как только наступает темнота, это вызвано усиленной выработкой мелатонина. А у подростков этот процесс происходит на полтора часа позже. В случае даже если они и лягут пораньше, все равно вряд ли тут же уснут, скорее еще час будут ворочаться, глядя в потолок. И рано утром процесс выработки мелатонина все еще продолжается, поэтому их так сложно поднять с кровати и добиться от них внимательности на первом уроке.

Для решения такой биологической задачки ученые предлагают переносить занятия на час позже, чтобы дать ребенку окончательно проснуться и почувствовать себя отдохнувшим и полным сил. Также, по мнению, специалистов, это позволило бы сократить случаи клинической депрессии в подростковой среде.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк.

Читайте еще больше интересных тем - на нашем канале РодительPRO. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!