22 subscribers

Чаадаев – «сумасшедшая» фигура русской мысли

Чаадаев – «сумасшедшая» фигура русской мысли

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – важная персона для понимания отечественной политической мысли конца первой половины XIX века. Чаадаев был выходцем из зажиточного дворянского рода Чаадаевых. По маминой линии был внуком известного российского историка Михаила Михайловича Щербатова(1733-1790). Получив блестящее светское образование (Императорский Московский университет), являлся также участником Отечественной войны 1812 года. Однако для истории Российского государства Чаадаев запомнится совсем не этим.

«Философическое письмо»

По собственной оценке, Чаадаев считал себя «христианским философом», многие историки и исследователи называют Чаадаева «первым русским философом». Прежде всего, религиозные и политические взгляды Чаадаева изложены в его самой известной и скандальной работе «Философическое письмо», опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 году, который в связи с этой публикацией был закрыт. Сам Петр Яковлевич, в связи с этой работой был объявлен властью «сумасшедшим». Но что столь радикального содержала эта работа?

Чаадаев – «сумасшедшая» фигура русской мысли

В этом письме, оригинал которого был написан на французском языке и адресован Екатерине Дмитриевне Пановой, Чаадаев выступает с радикальной критикой российской действительности. По его мнению, история России постоянно находится в стагнации, сам исторический процесс не наделен никакими смыслами и его наследие несущественно для мировой истории. Причинами этого Чаадаев считал раскол Христианской церкви, признавая Католицизм – наследием апостольской Христианской церкви, а не Православие, которое он критикует за «пассивность» в вопросах социального порядка, в особенности, существовавшего Крепостного права.

Именно Католицизм, по мнению Чаадаева, должен стать духовным ориентиром для русской истории. Позднее, в работе «Апология сумасшедшего», Чаадаев отмечает необходимость духовного сближения Российского государства с западным миром. Чаадаев считал, что Россия может стать, полноценной частью мирового исторического процесса, начав историю с «чистого листа», минув предыдущие стадии становления «Западного мира», вобрав в себя наследие и ориентиры европейской эпохи Просвещения.

Значение

Труды Петра Яковлевича Чаадаева были запрещены к публикации в Российской империи. Единственной работой, опубликованной в России, при его жизни, стала работа «Философическое письмо», которое было резко осуждено правительством и привело к закрытию журнала «Телескоп». Несмотря на это, взгляды Чаадаева заложили огромный спор в социальной и политической жизни России, расколов интеллектуальное общество России XIX века на «западников» и «славянофилов». Дискуссии о месте России в мировой истории: как о неотъемлемой части «западного мира» или же, как о «самобытной» стране, актуальны до сих пор.

Подписывайтесь на наш канал, там вы можете найти еще больше интересного материала. Если вам понравилась данная статья, не забудьте поддержать ее лайками.

Благодарим за прочтение.