Не свисти — денег не будет!

15.05.2018

Славяне воспринимали свист как подражание природным явлениям, например, ветру, и как способ обращения к потустороннему миру, который зачастую враждебен человеку. В первом случае свист как имитация ветра использовался для его призыва во время работы мельницы, на рыбалке, при выходе в море, при сильной жаре.

Однако в то же время верили, что свистом общается нечистая сила: кикимора свистит и стучит ночью в доме, леший пугает заблудившихся путников топотом, воем и свистом. В Тульской губернии считалось, что вихрь возникает во время полета лешего, который кружится и размахивает крыльями. В украинской быличке говорится, что самоубийца отдает свою душу «тому, кто свистит», то есть черту. О свистящем говорили «свистит как черт», а сам свист называли «подражание чертям». Существовали запреты на свист не только в доме, но и во время работ в поле (зерно выдует ветрами), в конюшне (призванная нечисть замучает животных); во время сильного ветра или грозы. Считалось, что сам ветер возникает из-за действий нечистой силы, злых духов, змеев; он сам являлся их олицетворением. Наиболее грозным проявлением были бури и ураганы. Поэтому свист во время сильных ветров был запрещен, так как он призывал и раззадоривал и без того активных духов. У южных славян ураган отождествлялся со змеем, драконом ала. Такое же название имеет сильный северный ветер, который срывает крыши и вырывает деревья с корнем.

Верили также, что свистящие и стонущие порывы ветра возникают во время смерти человека, особенно при смерти насильственной. Ветер и свист считались признаком присутствия души заложного покойника. Свирац в южносербских верованиях — душа умершего некрещенного ребенка в облике птицы, которая свистит по ночам. Встреча с ней грозит ребенку болезнью, а беременной — выкидышем.

Сильный ветер является разрушительной силой. Свист, подобно ветру, выдувает блага, опустошает пространство. Местом обитания и сборищ ведьм, злых духов и прочей нечисти считаются заброшенные, пустые места и дома. В таких жилищах часто свистят сквозняки. Человек «выдувает» свистом материальные и духовные ценности, и на пустое место приходит нечисть.

Положительная семантика свиста проявляется в его апотропеической, то есть защитной, функции. Известен вятский обычай устраивать на похоронах покойника, особенно умершего неестественной смертью, свистопляски, свистуньи. Во время поминовения покойников устраивались пляски, которые сопровождались свистом. Детям покупали игрушки-свистульки. Этот обычай, вероятно, сродни обычаю ряжения. Уподобление нечисти или свистящим душам покойников дает возможность стать с ними на один уровень, а значит, отпугнуть и побороть их.

Автор: Dance Macabre

Наш канал в Телеграме: Мифология