Святой Понедельник

Помимо празднования церковных праздников и воскресенья, существовал обычай празднования некоторых дней недели. Он породил даже олицетворение самих этих дней в достаточно выразительных образах. Одним из таких образов является Святой Понедельник.

Особенно интересным и, на первый взгляд, бессмысленным, представляется празднование понедельника, так называемое «понеделкование» (укр. понеділкування). Оно заключалось в том, что замужние и, преимущественно, немолодые женщины в понедельник освобождались от тяжелых затяжных женских работ, а также молились и постились. В молитве и воздержании от скоромного понедельник проводили и знахари. Право девушки «понеделковать» обсуждалось с женихом и его семьей еще до вступления в брак.

Занесенные в древние хроники пересказы (например, предания чешского народа, записанные Козьмой Пражским и др.) дают основания считать, что обычай «понеделкования» связан с периодом становления моногамии. В первобытные времена был распространен «общинный» брак, при котором все женщины определенного племени считались женами одновременно всех мужчин того же племени. Во время перехода к моногамным отношениям возник «брак на три четверти» (термин исследователя Леббока). Его суть заключалась в том, что в определенные дни недели женщина была вольна вступать в отношения с мужчиной (мужчинами), а в другие должна воздерживаться от близости. Со временем эротический элемент обычая ушел на задний план, а вперед выступил экономический. Чтобы не навредить домашнему хозяйству, постепенно табуированные дни сократились до одного, а также уменьшилось количество запрещенных видов женских работ.

В дальнейшем обычай приобрел христианские характеристики. Считалось, что тому, кто постился в понедельник, и умирать не страшно, а кто не чтил «святого Понедельника, то тому скверно идти на тот свет». Святой Понедельник представлялся в образе седого деда. Он переводил через огненную реку подземного мира души умерших, а также показывал рай и ад тем душам, что хотят увидеть их до смерти (например, во время длительного обморока). Рассказ девушки, записанный в Купянском уезде:

«Когда я заснула, мне явился старый седой дед и повел меня крутой горой. Оттуда он показал мне рай и ад. После того я перешла с ним огненную реку, и не обожглась. Тогда мы стали переходить через узенькую речку. Дед прыгнул, перескочил да и говорит мне: «Перепрыгивай и ты!» Прыгнула я, но неудачно: правою ногою ступила в речку и обожглась. А речка та вся травой заросла. Наконец, дед сказал мне: «Ну, дочка, тебе осталось на земле жить только десять лет, и пора уже возвращаться домой; замуж хочешь — выходи, а хочешь — как знаешь». Тогда я проснулась, и вот — как видите». Присутствующие сразу же посмотрели на правую ногу девушки и увидели, что нога действительно обожжена, посинела, и так и не проходит.

Вероятно, на образ Святого Понедельника — проводника душ и стражника ворот рая — перенесены черты привратника рая святого апостола Петра, который также, согласно некоторым редакциям апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», является вместо архангела Михаила проводником Богоматери в аду.

Автор: Danse Macabre

Наш канал в Телеграме: Мифология @mifologiya

Если вам понравилась статья, поддержите нас лайком и подпиской