Золотая середина в технологичности и стоимости разработки e-learning курса

Почему не все электронные курсы дают результат, который вы ожидали и как получить от курса именно то, что гарантирует высокие показатели корпоративного обучения?

Многие организации стараются сделать разнообразными электронные курсы для внутреннего обучения, а курсы, разработанные по типовой схеме «слайд-вопрос» уже уходят в лету. С развитием e-learning технологий прогрессивных способов разработки становится больше с каждым днем. Есть два нюанса ограничивающих фантазию заказчиков курсов и как следствие – возможности разработчиков:

· не все пользователи достаточно «продвинуты» для освоения новейших инструментов обучения. Особенно стоит учесть возможность снижения результата из-за необходимости освоения управления курсом, которое вполне возможно оттянет на себя внимание от самого учебного контента;

· не всегда есть бюджет для применения ультра модных «фишек», даже когда преимущество их кажется очевидным.

Компаний и разработчиков, готовых реализовать все желания заказчика очень много, а задача ответственного за обучение— принять решение в обоснованности финансовых вложений в дорогостоящие технические решения и выбрать оптимальный формат курса.

Академия АйТи делится своим практическим опытом с организациями, желающими развивать дистанционное обучение, основанное на принципах «разумной разработки».

Рассмотрим реальные примеры как сделать оптимальный курс учитывая потребности организации, запросы пользователей и ограничения в бюджете – это и есть найти золотую середину.

Кейс 1: Сложный для восприятия курс для школьников.

В запросе от потенциальных пользователей, школьной аудитории, – геймификация, персонажи и анимация, а в идеале – игры, игры и еще раз игры.

В запросе от заказчика курса: ограниченный бюджет и фоновое развитие общеобразовательных навыков.

Золотая середина нашлась в форме творческого подхода к практике и в виде большого числа авторских рисунков. Творчество в практике здесь – простые технически, но интересно оформленные квесты на понимание материала, при выполнении которых юные пользователи обращаются к теории, если не могут пройти квест и выполнить задание. Заложенные сценарные ловушки возвращают к повторному прохождению частей курса, по которым результат ниже спроектированного. Спрятанная под интерактивными пиктограммами микро-теория не испугала детей своей сложностью. А при анализе прохождения результат оправдал ожидания: благодаря разнообразным типам активности и большому количеству интерактивных микро-подсказок одни и те-же информационные блоки открывались не по одному разу, как в типовом линейном курсе, а многократно, что улучшило средний результат на 28% по сравнению с аналогичным курсом типа «слайд + вопрос».

Ситуация 2: Курс для разветвленной региональной сети подразделений с разветвленной сеткой специализаций обучаемых.

Очень интересная задачка для разработчиков курсов, когда ограничения в бюджете и закрытая ИТ-инфраструктура не дают возможности интегрировать в систему дистанционного обучения специализированный модуль для оценки компетенций и адаптивных траекторий, поэтому для курса мы применили два компромиссных решения.

В первую очередь отказались от всех оглавлений, последовательного листания и любого линейного прохождения обучения. Мы предложили взрослым, неоднократно обучавшимся в дистанционном формате пользователям, самим выбирать удобный объем и уровень навыка в этом обязательном для прохождения курсе. Таким образом, используя многослойную карту курса пользователь самостоятельно определял свою региональную принадлежность, получая данные и задания, актуальные именно для своего региона; траекторию специализации, которую опытный специалист знает и без дополнительных подсказок и навязчивой геймификации; а так же последовательность изучения тематических модулей. И все это без каких-либо дополнительных технических решений на стороне самой СДО (системы дистанционного обучения).

Второе нетривиальное решение – распределение оценивания практики не по единой суммирующей шкале, а по типам и числу выполненных заданий. Здесь мы предложили каждому пользователю выбор: одно задание в трех форматах – привычном (тест), средней сложности (интерактивное задание) и на понимание (кейс, или симуляция). Разделив задания не только по уровням сложности, но и по траекториям специализаций. Так специалист может сам решить сколько и каких заданий выполнять, по своей основной траектории, или по «соседним» тоже, и как результат какую компетенцию продемонстрировать при завершении обучения.

В результате обучения … ни один специалист не был уволен. А если серьезно, то благодаря большому количеству вариаций и точному подбору региональных данных, около 12% специалистов расширили свои компетенции настолько, что получили повышение.

Ольга Алсараева, руководитель проектов по развитию дистанционного обучения Академии АйТи