Как то, что мы читаем, влияет на зрение.

Д.м.н. Игорь Эрикович Азнаурян
Д.м.н. Игорь Эрикович Азнаурян

Мы решили выяснить, какое действие на наши глаза оказывают современные носители информации. В качестве объектов исследования выбрали традиционную книгу/журнал, электронную книгу, планшет/смартфон. Сколько времени можно черпать информацию без вреда для здоровья, можно ли читать в транспорте, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить зрение на долгие годы. На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, офтальмолог, руководитель детских глазных клиник «Ясный Взор», автор книги «Про глазки. Как помочь ребенку видеть мир без очков» Игорь Азнаурян.

Самая безопасная для зрения - обычная книга, но при одном условии – шрифт в ней не должен быть слишком мелким. Точных рекомендаций по его величине нет, он должен быть комфортным для чтения, иначе глаза начнут уставать. А вот для детей и школьной литературы размеры шрифта строго регламентированы санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.7.1166-02.

Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по гуманитарным дисциплинам для 1 - 4 классов

Нормальное или широкое; светлое

* Допускается для дополнительного текста объемом не более 200 знаков.

** В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.

Электронная книга удобнее обычной. Она легче, в нее можно закачать больше произведений, что важно, если Вы собираетесь на отдых. Но электронная книга может оказывать негативное воздействие на глаза, даже если Вы установили комфортный для чтения размер шрифта.

Это в первую очередь касается книг с ЖК экранами, потому что возможность распознать буквы на них зависит от степени освещенности и контрастности экрана. Такую книгу всегда нужно держать параллельно плоскости лица, это положение оптимально и с точки зрения освещенности, и контрастности. В противном случае текст сложно читать, что и вызывает повышенную зрительную нагрузку.

Книги с чернильными экранами более естественны с точки зрения зрительного восприятия и гораздо лояльнее к нашим глазам, угол наклона в данном случае не имеет значения и не влияет ни на степень освещенности, ни на контрастность букв.

Прямого вредного воздействия на зрение электронные книги не оказывают. Вместе с тем мы рекомендуем использовать электронные книги не ранее 14-летнего возраста, а при наличии близорукости, дальнозоркости или астигматизма – не более 20 минут в день.

Планшеты и смартфоны представляют для глаз, особенно детских, прямую и явную угрозу. Предметы, которые мы рассматриваем на смартфоне, очень мелкие, а если они еще и движутся, то нагрузка на глаза усиливается.

Яркий свет экрана и повышенное напряженное внимание к тексту приводят к прекращению мигания глазами, истончению глазной пленки, которая покрывает наши глаза. Пленка не обновляется, и развивается синдром «сухого глаза», очень распространенное сегодня состояние.

В чем опасность чрезмерных зрительных нагрузок?

Напряжение может вызывать спазмы глазной мышцы и, как следствие, головную боль и временное ухудшение зрения у взрослых.

А для детей все гораздо серьезнее. Сегодня каждый третий ребенок в школе надевает очки за-за близорукости, которая, как раз, и развивается вследствие чрезмерной нагрузки на глаза на близком расстоянии.

Коварство близорукости в том, что она прогрессирует, глазное яблоко бесконтрольно растет и может вызвать осложнения на сетчатке и глазном дне.

Современные родители сами дают гаджеты малышам, которые еще не умеют говорить и радуются, когда он начинает с легкостью осваивать новинку. Не приучайте к гаджетам с раннего детства. Для развлечения и развития играйте с ребенком в развивающие игры.

Если же телефон нужен для связи с ребенком постарше, купите обычный телефон, а приобретение навороченного гаджета отложите на как можно более поздний период.

Если же приобретение смартфона неизбежно, договоритесь о временном ограничении, например, играть не более 15-20 минут в день, и купите смартфон с большим экраном.

Рекомендации автора книги «Про глазки. Как помочь ребенку видеть мир без очков» Игоря Азнауряна:

Не читайте в транспорте и на ходу - расстояние между глазом и объектом (книгой, планшетом/смартфоном) меняется постоянно. Это очень вредно для глаз, особенно детских!

Читайте сидя, расстояние до книги/планшета должно быть строго фиксированным, не менее 35-40 см.

Не читайте на ярком солнце. Слишком яркое освещение оказывает избыточное раздражающее воздействие и приводит к зрительной утомляемости.

Следите за осанкой и обеспечьте хорошее освещение, свет должен быть ярким, но не ослепляющим.

Астигматизм, дальнозоркость, близорукость и косоглазие передаются по наследству. Если в семье есть близкие с глазными болезнями, обязательно регулярное посещение офтальмолога с проведением обследования на расширенный зрачок.

Особенно это важно для школьников. Летом рекомендую посвятить 10 дней профилактическому лечению.

Обращайте внимание на поведение ребенка: если он щурится, жалуется на повышенную утомляемость, стал хуже учиться, обратитесь к офтальмологу.

При выявлении снижения зрения обязательно начинайте лечение, чтобы притормозить близорукость. Мы такие методики разработали, применяем, и они результативны.

Если десять лет назад нужно было лечить ребенка 2 раза в год, то сейчас запаса аккомодации, который мы достигали ранее, едва хватает и на 2 месяца, и лечение нужно проводить чаще, потому что нагрузки у сегодняшних детей еще больше. Чтобы добиться результата, нужно время и усилия. Не верьте в существование универсального аппарата, который «магическим» мерцанием восстановит зрение. Таких аппаратов нет. Вы потеряете время и деньги. Только подобранное для ребенка индивидуально комплексное лечение будет эффективным.

Интересный факт, сегодня мы отмечаем случаи развития близорукости не только у школьников, впервые мы диагностируем близорукость у молодых людей 20-25 лет. Это тоже следствие чрезмерных нагрузок на глаза.

Не тратьте время на чудо-очки, чудо-витамины и гимнастики, они не вернут остроту зрения и не вылечат глазную патологию.

Не существует гимнастики для глаз, способной вернуть хорошее зрение.

Сетчатка формируется в процессе эмбриогенеза из тех же структур, что и головной мозг. Поэтому сетчатка и зрительный нерв имеют непосредственную взаимосвязь с головным мозгом. Даже строение слоев сетчатки напоминает строение на клеточном уровне головного мозга. Как можно с помощью того, чтобы поводить глазами из стороны в сторону, исправить нарушения на столь глубоком уровне? Гимнастикой нельзя лечить глазные заболевания. Это чистой воды анахронизм, который продолжает проповедоваться.

Не верьте мифам! Благодаря современным технологиям сегодня мы все можем вылечить, чтобы дети и взрослые смотрели на мир ясным взором.