Сама удивляюсь, что пришлось писать на эту тему. Но ведь... Не читают! А потом удивляются, что не могут:
- говорить без ошибок
- запомнить слова
- понять смысл отдельных предложений и текста в целом (ведь все слова выучены, а упражнения добросовестно сделаны!)
Увы, многие не осознают в полной мере, что чтение на языке - очень важный инструмент, может, даже самый важный. Вот представьте себе, что у каждого, кто учит язык, есть в голове некий список занятий, которые, как он думает, приведут его к успеху в этом деле. К сожалению, чтение нередко болтается на одном из последних мест в этом чудо-списке. Следствие: на него никогда не хватает времени! И это обстоятельтво тормозит прогресс...
Какие же мысли мешают приобрести чтению чуть больший вес в глазах моих учеников?
- "Уж лучше я грамматические упражнения поделаю, чем буду читать!"
Грамматические упражнения - это прекрасно. Я их обожаю. Они неплохо подходят для усваивания того или иного явления в языке. Но есть одно "но": они никогда не смогут показать вам всю естественность грамматики языка и не позволят "впитать" в себя грамматику как нечто само собой разумеющееся. Текст - это та самая языковая среда, в которую многие мечтают попасть, чтобы наконец выучить этот чёртов язык! Для попадания в неё не нужно покупать билет в другую часть света... Чтобы определённые грамматические структуры стали вашими инструментами (окончания прилагательных в немецком, построение вопросов в английском...), мозг должен с ними где-то познакомиться, "запомнить" обстановку, привыкнуть к их существованию...
- "Уж лучше я побольше диалогов послушаю или видео посмотрю, чем буду читать!"
Аудирование важно. Очень. Но если учесть, что большинство людей визуалы, в нём невозможно преуспеть, если вы сначала не научитесь понимать то, что слышите, в напечатанном виде. Аудирование, другими словами, является следующим этапом усваивания как лексического, так и грамматического материала.
- "Уж лучше поговорить, чем читать!"
Никто не спорит, что свободная речь на иностранном языке - в общем-то, и есть главная цель всех этих наших страданий и мучений. Но опять же, чтобы говорить, надо усвоить, что говорить и как говорить. Откуда это взять? Из литературы.
- "Уж лучше я слова повторю, чем потрачу время на чтение!"
Опять мимо. Нигде так хорошо не запоминаются новые слова, как в контексте. Можно сколько угодно зубрить неподдающееся вашей памяти слово, а можно раз десять встретить его на страницах книги, и оно запомнится само собой.
И главное! Регулярное, вдумчивое и не очень вдумчивое чтение избавит вас от негодования: "Ну почему я все слова тут понимаю, но не понимаю, о чём это предложение?!" Только через чтение можно развить языковую интуицию, то есть накопить опыт, без которого в этом нелегком деле - никуда...
Нисколько не умаляю важность всех выше перечисленных видов языковой деятельности, но считаю, что чтение должно быть на первом месте. Согласны? Убедила?
Спасибо за внимание!