Как учитель работает далее с полученным массивом данных?

Бабушкина Александра Сергеевна

Данные позволяют разделять ответственность за образовательный процесс между всеми участниками образовательных отношений, а также увидеть зоны роста. Полученные данные — предмет для развивающих бесед. Учитель может скорректировать учебный процесс в сотрудничестве с ребёнком.

К примеру, если взять приведенное в статье задание с созданием кластера, там есть критерий полноты информации. Смысловые единицы в кластере могут быть выделены частично либо полностью. Третий возможный вариант — выход на творческий уровень, когда смысловые единицы подкреплены дополнительной, не представленной в тексте задания информацией.

Третий случай – это уже, по сути, метапредметное обучение: ребенок воспринимает целостную картину и может к содержанию конкретного предмета подтянуть знания из других дисциплин, личного опыта.

Если же в ходе анализа работы ребенок увидит, что он дополнительную информацию не привнес, — это его зона роста. Ему есть смысл поработать над развитием умения приводить примеры из разных предметных областей. Тут и возникает повод для развивающей беседы с учителем. Откуда и как почерпнуть дополнительную информацию?

В беседе участвуют как ребенок, так и родитель. Накануне проводится предварительное тестирование. Анкета выдается и ребенку, и родителю. На основе каждой заполненной анкеты составляется колесо баланса. А потом мы вместе смотрим по одному и тому же критерию (показателю вида деятельности), какова точка зрения ребенка и точка зрения родителя (как родитель видит деятельность ребенка в этой области). И уже на основе этого проводится разговор. Это может быть разговор с использованием техники, когда учитель только задает вопросы, а ребенок отвечает. Родитель тоже является слушателем.

Могут быть вопросы, направленные на выявление личностных результатов или метапредметных результатов. Когда ребенок отвечает на вопросы, выстраивается определенная логика, и в конце он приходит к выводам о качестве работы. К примеру, ребенок понимает: «У меня здесь недоработка, здесь». А далее вырабатывается общий план действий, план саморазвития на ближайшую перспективу.

После выработки плана действий составляется договор по итогам беседы. Ребенок определяет свои сильные стороны, свои зоны роста и над чем он будет работать в ближайший период.

Здесь тоже возможны варианты. Ребенок может сам выбрать темп и способ работы (самостоятельное обучение, обучение в группе). При этом действует принцип тренировки. Отметки ставятся только в том случае, если ребенок чувствует, что его действия могут быть переведены в балл, который его удовлетворит. Если такого ощущения нет, ученик продолжает тренироваться. Но при этом он знает, что, например, через пять занятий будет контрольная точка, где он будет должен продемонстрировать свои умения и навыки на оценку.

Как правило, договор заключается на учебный год. В конце года встречаемся и определяем, выполнил он те обязательства, которые давал сам себе, или нет.

Кроме индивидуальных бесед у нас есть развивающие беседы с классом, которые проводят классные руководители. Там идет анализ результативности всей деятельности ребенка, включая внеучебную

И еще. В системе электронного журнала «ЭлЖур» есть функция «Мониторинг. Развитие учеников. Формирование УУД», которая позволяет по результатам диагностических работ (в нашем случает контрольных универсальных учебных работ) отмечать уровень УУД по годам обучения: несформированный – показатель отсутствует (менее 40% выполнения работы), удовлетворительный – репродуктивный уровень (40-60% выполнения работы), хороший – продуктивный уровень (60-80% выполнения работы), высокий – творческий уровень (80-100% выполнения работы).Эти данные мы используем для того, чтобы ребенок посмотрел, что у него хорошо развивается и над чем еще нужно поработать. И чтобы провести определенную коррекцию в образовательном процессе.