Проект изменений с 1 января 2019 - цена отказа в трудоустройстве инвалида и квотировании мест

599 full reads
1k story viewsUnique page visitors
599 read the story to the endThat's 57% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Когда предприниматель создает свой бизнес, он меньше всего задумывается о последствиях роста своего проекта. Он желает этого, он представляет масштабы бизнеса, территориальные охваты, звонкость бренда, количество работающих на него людей и главное – прибыль, которая будет увеличиваться. Но не все знают, что как только бизнес становится больше, чем определенные показатели, он привлекает к себе внимание конкурентов, налоговых и контролирующих органов, определенных контрагентов. Но еще меньше предпринимателей знает об обязанности трудоустройства инвалидов, в связи с чем привлечение их к административной ответственности становится новостью.

Обязанность работодателя в создании, выделении рабочих мест для инвалидов предусмотрена Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами.

Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, а также резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Если компания не создаст таковые рабочие места в соответствии с квотой, откажет инвалиду в приеме на работу, компанию могут привлечь к административной ответственности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но это ответственность на федеральном уровне. Региональным законодательством предусмотрены дополнительные, самостоятельные штрафы.

По данным пояснительной записки к законопроекту, по итогам 2016 года в Российской Федерации проведено 2 294 проверки за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 57 - внеплановых.

По результатам проведения проверок выявлены нарушения в отношении 615 работодателей, наложено 399 административных штрафов на общую сумму 2 357 тыс. рублей.

В 2015 году проведено 2 585 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 125 - внеплановых (4,8%).

Выявлены нарушения в отношении 786 работодателей, наложен 341 административный штраф на общую сумму почти 2 510 тыс. рублей.

Следует отметить, что более чем в 50 субъектах Российской Федерации отмечается снижение количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Большинство (68,1%) от общей суммы административных штрафов, наложенных по результатам проведения проверок в 2016 году, приходится на два субъекта Российской Федерации: город Москву (1 490 тыс. рублей) и Кабардино-Балкарскую Республику (почти 115 тыс. рублей). Для остальных 83 субъектов Российской Федерации средняя сумма наложенных штрафов составляет 16,7 тыс. рублей на каждый субъект Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов", в случае принятия соответствующих законов, их реализация позволит к 2020 году увеличить количество рабочих мест, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в 2,5 раза (до 800 тыс. мест) по сравнению с 2016 годом (338,7 тыс. мест).

Согласно данному проекту предлагается путем внесения изменения в статью 356 Трудового кодекса наделить федеральную инспекцию труда полномочием по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законопроект предусматривает поправки в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которым невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке. При этом в случае не заполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов работодатели вносят компенсационную выплату за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не меньше 7 800 рублей за один месяц.

Ранее не было предусмотрено таковых ежемесячных отчислений в виде платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере не менее 7 800 руб. Соответственно, компании, штат которых составляет 35 и более человек, и не имеют возможности создать необходимое рабочее место, требуемое в соответствии с законодательством, должны будут ежемесячно нести затраты в размере 7 800 руб. в качестве компенсационной выплаты.

Также законопроект предусматривает поправки, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы занятости населения в целях трудоустройства (в том числе признанных в установленном порядке безработными) включая поддержку открытия собственного дела (в том числе самозанятости), финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Вместе с тем устанавливается не обязанность, а право органа государственной власти по разработке таковых дополнительных мероприятий. Не установлены сроки, критерии и какие-либо конкретные действия для выполнения поддержки мер по организации трудоустройства. Действительная их разработка, а также реализация и эффективность со стороны органов государственной власти проявятся только со временем. Безусловно, на это необходимо время. Но отсутствие конкретных сведений может привести к отсутствию программ.

Другой законопроект, который находится также на стадии его публичного обсуждения, вносит поправки в КоАП РФ, которые серьезно должны повысить штрафы для должностных лиц с 5-10 тыс. рублей, как это установлено сегодня ст. 5.42 КоАП РФ, до 10-50 тыс. рублей, а также ввести дополнительные штрафы для компаний за нарушение правил квотирования инвалидов, и установлены они будут в размере до 500 тыс. рублей, если иные поправки не будут внесены в данный законопроект.

Если перевести в реальный финансовый эквивалент данные штрафы и необходимые финансовые затраты на реализацию задач, поставленных органами государственной власти перед бизнесом, во избежание привлечения к административной ответственности, то компании поставлены в некую безвыходную ситуацию, выход из которой законодателем предлагается путем увеличения финансовых издержек компании в обоих случаях. Бизнес уже сегодня начинает искать различные пути решений из той ситуации, в которую, как он считает, его ставят. Одной из жалоб предпринимателей является непонимание, почему за счет средств частного бизнеса государственные органы предпринимают попытки решения своих задач и обязанностей за счет частных денег и проектов, возлагая на них свое бремя без согласия предпринимателей.

Одна из любимых фраз врачей звучит так: «нет людей здоровых, есть люди не дообследованные». В связи с чем первая зона, в которой предприниматели начали уже сегодня искать решение – это достаточно широкий список заболеваний, который позволяет получить степень инвалидности тому, кто этого хочет. Некоторые компании намерены обеспечить обследование своим сотрудникам, и в дальнейшем предложить им соответствующее оформление, если это будет возможно в связи с выявленным заболеванием.

Таким образом компания проведет обследование сотрудников (например, в рамках мотивационной политики о заботе или в рамках оздоровления сотрудников), закроет зону риска, сохранит сотрудника и поможет ему в получении льгот.

Компании, которые имеют не очень большие штаты, но уже подпадающие под требования законодательства на квотирование мест, могут выйти на иной уровень управления бизнесом.

Бизнес – это не компания. Бизнес – это организм, который может состоять из одной компании, внутри которой есть различные отделы и структуры, а может подразделяться на головную компанию и дочерние предприятия.

Так, бизнес можно построить по принципу создания холдинговых структур для своего проекта, делая из полноценных отделов существующей компании самостоятельные организации, штат которых будет составлять менее 35 человек. Каждая из новообразованных компаний может иметь 100% участие в ней головной компании, они могут иметь совместное участие друг в друге, не нарушая требования корпоративного законодательства.

Таким образом, объединение новообразованных компаний из бывших отделов в холдинг или группу позволит решать бизнес-задачи в ранее заданном режиме, но оптимизировать процесс. Пока это пробел в новых законопроектах. Но потребуется внимание к построению сделок и налогообложению на этапе запуска холдинга.

Еще одним решением будет являться перевод бизнеса на работу по схеме франчайзинга, если проект работает по принципу сети.

Одним из важных аспектов новых законопроектов является недопуск компании к участию в тендерах и государственных закупках ввиду несоблюдения требований по трудоустройству инвалидов. Однако применение данных механизмов не нарушает требование будущего закона. Для предпринимателя останется лишь рассчитать, отвечает ли его новая холдинговая структура или одна из компаний данной группы требованиям тендера по количеству штатных единиц для соответствия заявленным условиям конкурса.

Обозначенные варианты можно комбинировать.

Искренне хочется видеть смысл данных законопроектов в обеспечении мотивационной платформы для трудоустройства лиц, имеющих инвалидность. Однако в предложенной редакции данные законопроекты используют не путь поощрения или предоставления дополнительных возможностей бизнесу, а путь прямых запретов на участие в тендерах, ежемесячных платежей компенсационных выплат и штрафов, исчисляемых в сотнях тысячах рублей. В настоящее время законопроекты находятся в стадии публичного обсуждения.

С уважением, Алина Беляева
Генеральный директор
Юридической группы K.O.R.D.