Моя борьба: история о том, как сгорели 8млн $ за год и куда делись все друзья

23 April 2018

«Я в бизнесе уже более 15 лет. И за это время, конечно, были и взлеты и падения. Начиналось все с общественной деятельности в Ростове-на-Дону, а сейчас в моих активах семь бизнес проектов, которые развиваются практически автономно и не требуют особых внешних инвестиций. Направления самые различные: начиная от юридических услуг до доставки еды. Но за последний год произошло столько изменений в технологиях и IT, сколько не происходило, наверное, за последние лет десять. И вот под давлением этих изменений, я решил попробовать себя в онлайн бизнесе. Про то, как наладить и развить бизнес я знаю все, поэтому решил, что новая сфера не будет для меня особо сложной. Тем более команда моих аналитиков провела глубокий анализ рынка, где по оценкам буквально за год можно было быстро захватить сегмент и, в скором времени, вспоминать о проекте только по праздникам.

В данной сфере преобладали офлайн ритейлеры, поэтому вывод о том, что онлайн их поглотит, был оправдан, тем более в 2016 году. Все начиналось отлично, как я и привык делать, сначала собрал команду, затем вложил средства для старта и начал привлекать инвестиции. В 2016 году агрегатор доставки еды «Хочу-поесть» запустился в России, но за год упорной работы ничего не произошло. Все деньги, которые были инвестированы в проект от других именитых компаний и частных лиц – были потрачены впустую. А это было ни много ни мало 8 млн долларов. В начале 2017 года стало ясно, что проект попал на тот самый крючок рекламы, когда ты получаешь заказы только до тех пор, пока вкладываешься в нее. Как только снижаешь рекламные траты, то сразу заказы прекращаются. Меня это не устраивало, ведь ожидаемого результата не было получено, факт того, что не смогу выйти в «плюс» еще долго, меня угнетал. Набранный штат сотрудников, конечно, почувствовал мое настроение, и кто-то сразу ушел в поисках «счастья», кто-то сделал вид, что работает на результат и перспективу, но, тем не менее, проект начал медленно умирать.

Люди начинали понимать, что от проекта нет никаких надежд, в будущем не будет никакой перспективы и ждать от этого нечего. Большинство сотрудников просто вставали, махали рукой и уходили, закрывая за собой дверь.

Бывали даже такие случаи, когда люди из-за алчности и страха провала предавали не только уходили с работы, сжигая за собой все мосты, но и предавали своих друзей и коллег. Так со временем утекло много сотрудников, денежных средств, возможностей, а главное надежды на то, что может что-то изменится. Чтобы поднять этот бизнес приходилось много работать, порой не спать. Пришлось влезть в долги, чтобы хоть что-то выгорело.

В голове возникали мысли, что, мол, IT-индустрия это не мое и надо понемногу «сворачивать лавочку». Взял небольшой тайм-аут, чтобы подумать, поднабраться больше знаний в онлайн-бизнесе и сделать еще один рывок. В тот момент мне посоветовали прочесть книгу, которая в США стала бестселлером еще 8 лет назад, а сейчас стала настольной книгой многих успешных предпринимателей в РФ. "Стратегии голубого океана" произвела на меня такое впечатление, что я не только восстановил работу агрегатора доставки еды, но и развил вместе с ним еще три параллельно.

В начале нашего пути была цель – спросить у целевой аудитории, как им нравится заказывать еду, потом спросить у ресторанов, как им нравится принимать заказы на доставку. Так, во многих городах о нас узнали еще до открытия сервиса. Практически каждый человек, просматривающий запись с опросом, принимал в нем участие. На тот момент информация была для меня дороже всего. И мы ее получили при помощи такого банального средства обратной связи. Нам прислали множество ответов. Например, мы узнали, что задержка доставки часто происходит из-за отсутствия синхронизации агрегаторов с системой заказов ресторанов. Как раз, поэтому клиенты и не любят пользоваться сервисами доставки еды, так как слишком много времени уходит на выбор блюд и поиск любимых ресторанов. Также опрос показал, что больше всего пользователей раздражают псевдо-бонусы, которые якобы экономят деньги на доставке.

Но это было только начало. После того, как мы структурировали работу агрегатора доставки еды, было запущено новое направление, которое стало инновационным для России и спасательным кругом «Хочу-Поесть», к тому моменту наше название уже начали узнавать. Мы привлекли достаточно инвестиций и перестали это делать.

И так, после череды неудач мой бизнес встал на ноги, и я стал первым в России франчайзором агрегаторов. Однако я уже имел знакомых и партнеров по другим проектам, которые были готовы развивать агрегаторы бок о бок со мной. Такой проект для России действительно уникальный. И привлечение инвесторов к данному проекту еще не все. Для расширения и дальнейшей работы необходимо было двигаться дальше. Имея контакты с людьми из других регионов, у меня возникла идея с франчайзингом. Продвижение бизнеса и увеличение денежных средств компании через продажу франшиз стало выходом.

Данный агрегатор вышел на рынок довольно-таки недавно – в 2016 году, но уже к концу 2017 года был заметен значительный прогресс компании. Запуск прошел уже в более чем 15 городах России,а также в Казахстане, Украине, Белоруссии и сейчас практически каждый день подключаются новые. Число пользователей растет в геометрической прогрессии и все могут наблюдать ажиотаж вокруг этого сервиса, ведь он первый в своем роде агрегатор, который позволяет своим клиентам расти и развиваться в food-индустрии вместе с ним.»