Кинореволюция в Саудовской Аравии: Кто захватит рынок?

Сегодня в Саудовской Аравии большой день: после 35-летнего запрета тут наконец-то открывается первый за столь продолжительный период кинотеатр. Свою площадку запускает AMC. Ранее стало известно, что крупнейшая в мире киносеть получила разрешение на строительство десятков залов в стране.

Возвращение кино в Саудовскую Аравию является частью курса, взятого наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом и направленного на диверсификацию ультраконсервативного общества и привлечение иностранных инвестиций в государство, зависимое от продажи нефти. Культурные реформы окажут значительное влияние на страну, где сегодня проживает 32,3 миллиона человек. Немалые профиты, очевидно, получит и киноиндустрия, игроки которой нацеливаются на последний из неосвоенных рынков, имеющий серьезный потенциал.

В The Hollywood Reporter накануне открытия кинотеатра AMC в Эр-Рияде вышла статья про то, кто, кроме собственно зрителей, выиграет от перемен в Саудовской Аравии. Мы приводим основные тезисы этой публикации.

1. Голливуд вырвется вперед

Тот факт, что с показа «Черной Пантеры» откроется первый в Саудовской Аравии кинотеатр, — верный признак настроенности Голливуда на доминирующую роль в индустрии страны. По мнению одного из региональных дистрибьюторов, в первые несколько лет на местных экранах будут властвовать одни лишь тентполы, но молодой рынок вскоре может достичь уровня продаж билетов в 1 миллиард долларов, что сделает Саудовскую Аравию десятой по величине кинотерриторией в мире. И доля продукции американских студий станет самой внушительной.

2. Но Болливуд будет наступать на пятки

В соседних Объединенных Арабских Эмиратах индийцы составляют 27% населения, а потому фильмы Болливуда занимают в ОАЭ значительный сектор рынка. В прошлом году индийские ленты возглавляли локальный бокс-офис в течение восьми недель. Такая же ситуация может сложиться и в Саудовской Аравии, где, по оценкам аналитиков, живут примерно 4,1 миллиона выходцев из Индии, которые являются крупнейшей группой экспатриантов. Также в стране велико число жителей родом из Бангладеш, Шри-Ланки и Пакистана, а это тоже целевая аудитория Болливуда, чья продукция будет конкурировать с голливудской.

3. Киносеть AMC захватит половину рынка

Именно в 50% оценивает свою потенциальную долю на кинорынке Саудовской Аравии гигант AMC. На протяжении пяти ближайших лет сеть откроет 30—40 площадок в 15 городах, а к 2030 году цифра может пробить потолок в 100 кинотеатров. Аналитики считают, что это даже менее одной трети от прогнозируемого количества залов, но сама компания открыто заявляет о планах на половину всего киносектора. Свои цели ставят и другие корпорации. Холдинг Majid Al Futtaim уже сейчас вложил свыше 3,7 млрд долларов в индустрию развлечений в стране, а в конце апреля выводит на локальный рынок первый кинотеатр своей сети Vox. Лондонский экспонент Vue International замахивается на 30 кинотеатров, тогда как группа Gulf Group Cinescape ориентируется на 27 экранов в трех городах к концу 2018 года.

4. Зато Дубай потеряет своих киноманов из-за границы

Благодаря изобилию современных мультиплексов Дубай стал важным местом для соскучившихся по кино жителей Саудовской Аравии. Саудиты часто (некоторые каждый уик-энд) совершали паломничества в кинозалы ОАЭ, но подобный тип туризма в конечном счете будет исчезать. А если Саудовская Аравия запустит собственный кинофестиваль или создаст кинофонд, это тем более ударит по позициям Дубая и выведет его из игры.