Исламофобия: плохо ли это?

16 June 2018

Исламофобия – в принципе довольно странный термин.
Под ним разные люди понимают:
страх перед исламом и всем, что с ним связано, выражающийся в действиях и мыслях;
разновидность расизма и/или расистских взглядов, и тогда исламофобом становится любой, кто негативно настроен против людей, происходящих из культуры, связанной с исламом;
ненависть к исламу и мусульманам;
сознательную оппозицию исламу как идеологии равной нацизму/ фашизму/ коммунизму/ антисемитизму (подставь свое) без ненависти к мусульманам.

Пройдемся по этим взглядам.

Обучающий плакат (США, Бостон): что делать, если вы стали свидетелем того, 
как мусульманин подвергается харассменту.
Обучающий плакат (США, Бостон): что делать, если вы стали свидетелем того,
как мусульманин подвергается харассменту.

Страх перед исламом

... выдуман. Ислам – абстракция. Как, например, абстрактное понятие «ужасного». Никто не боится «ужасного». Даже если люди говорят, что боятся всего страшного, они на деле представляют что-нибудь очень конкретное. Например, резких прыжков на них из-за угла. Или многоножек. Или клоунов.

Не существует ни единого человека, который просто «боится ислама». Боятся конкретных вещей, которые ислам может принести. Например, замену более привычной им культурной идентичности, полную аккультурацию уже существующей среды. И белый глупый реднек в США, вовсе не неправ, раз боится этого. Жить как меньшинство – не очень-то приятно, особенно если большинство изначально не предрасположено к толерантности. В этом смысле можно посочувствовать мусульманам в США, на которых подозрительно косятся и оскорбляют в некоторых частях Америки. А можно посочувствовать атеистам в Саудовской Аравии, которых казнят.

Другие группы могут бояться других вещей, которые имеет тенденцию тащить за собой ислам. Вероотступники – казни за вероотступничество. Геи – казни за ориентацию. Женщины – того, что придется приводить четырех свидетелей, чтобы подать заявление об изнасиловании. Христиане – что придется платить джизью.

Разумеется между миграцией мусульман и внедрением шариата пропущена пара шагов. Но кому хочется ждать до последнего?

Разновидность расизма по отношению к людям из исламских стран/ исламской культуры

... не существует. Крики толпы «racist!» в отношении тех, кто критикует ислам, прямо скажем, позорны. Что вообще за расизм по отношению к людям определенной культуры? Проведем мысленный эксперимент. Фрэнк ненавидит переехавшую в дом по соседству семью из Пакистана. Затем происходит невероятное: Фрэнк узнает, что его новые соседи – на самом деле беженцы-христиане, которые бежали от преследований. А платок на голове они носят, потому что (сюрприз-сюрприз!) это их культура.*
* маленькое отступление: и не такие выкрутасы выделывает история человечества. Женское обрезание, о котором я писал на канале, в некоторых странах Африки производят христиане и иудеи – при отсутствии такой практики у мусульман, благодаря которым она когда-то распространилась. Такие дела.

Итак, что же делает Фрэнк после этого?
1. Он продолжает ненавидеть соседей, только из его лексикона исчезают оскорбления про религию, подменяясь оскорблениями, связанными с цветом кожи? Так он обычный расист. Ислам тут вообще ни при чем.
2. Он перестает ненавидеть соседей и вообще наполняется к ним внезапной любовью? Так он, наверное, исламофоб! Вот только не расист ни разу.

Ненависть к исламу и мусульманам

... абсолютна реальна. Но! ненависть сама по себе довольно вторична, так что этот пункт можно считать крайней, деструктивной формой выражения следующего.

Исламофобия: плохо ли это?

Сознательная оппозиция исламу как идеологии – без ненависти к мусульманам

Из перечисленного – наиболее адекватно. Оно хотя бы отражает взгляды на ислам значительной части его противников.
«Мы не ненавидим мусульман, мы ненавидим ислам». Тем не менее, это тоже довольно странная позиция, если вдуматься. Представьте себе, что кто-то говорит: «Я ненавижу нацизм, но нормально отношусь к нацистам». Странное ощущение возникает, не правда ли?

Нельзя всерьез считать, что ислам можно поставить на одну ступеньку с нацизмом или коммунизмом. Если ты нацист – ты нацист. Скорее всего ты обеими руками «за» уничтожение или выдворение евреев. Если ты мусульманин – то ты можешь быть как «за» скидывание геев с крыш, так и против. Как «за» то, что женский голос на суде значит вполовину меньше, чем мужской, так и против.

Просто потому что ислам – не сознательно выбираемая идеология, которая является отражением тех политик, которые индивиду хочется видеть воплощенными в обществе. Это эмоциональная привязанность, огромный культурный пласт, множество прекрасных предписаний и совместно проведенных семейных праздников. Для большинства мусульман, ислам – это слезы умиления когда родители раздают мясо барана после ид аль-фитр'а. Это моменты осознания своей ничтожности перед громадностью мира во время солята. Это чувство гордости за себя, как раздаешь садаку.

А не больное удовлетворение от картины отрезанной головы, покоящейся на спине бывшего владельца.

Исламофобия: плохо ли это?

Так вот это всем, у кого есть проблемы с исламом (а не с цветом кожи, формой носа или акцентом его носителей) следовало бы понимать.

Вы ничего не сделаете для решения проблемы (которая, как я верю, может поставить человечество в очень плохое положение), если будете просто отвергать мусульман. Во-первых, порог, когда дискриминация была бы эффективна как способ остановить распространение ислама уже давно пройден – треть мира так или иначе связана с исламом и испытывает его влияние. Во-вторых, когда вообще дискриминация мешала авраамическим религиям? Вы им помогаете.

Вот поэтому исламофобия (причем исламофобия только в этом смысле) – это плохо. Аргументированное сопротивление культурному влиянию ислама – не плохо и не исламофобия. Религиозная/ политическая (потому что ислам заявляет себя как религию, укорененную в реальности, в т.ч. политической) полемика с мусульманами – не исламофобия. Только бессмысленное и беспричинное отвержение всего, что связано с мусульманами и исламом можно считать исламофобией.

Исламофобия: плохо ли это?

Я в качестве проблемы вижу тот факт, что у милого старичка, который ходит в мечеть по пятницам, и у боевика ИГИЛ есть так называемый common ground – то, что их связывает, общая почва. И это тексты. Тексты, которые они воспринимают как основополагающие (пусть даже один их не читал). И поэтому внук милого старичка может в любой момент метнуться на сторону экстремистов – не вопреки своему хорошему воспитания, а благодаря ему. Потому что неосуждение дедушкой определенных текстов неизбежно станет знаком их одобрения для внука.

Но тексты могут иметь множество интерпретаций. Не говоря уже о том, что все религии проходили через процедуру отторжения ряда текстов частью последователей, меняя не только свое восприятие религии – но и религиозную, политическую и культурную карту мира. Как протестанская Реформация в 16 веке, например.

По исламскому календарю (от года хиджры, т.е. переселения Мухаммада в Медину) сейчас, кстати 1439 год, сиречь – 15 век.

Так, к слову.

Исламофобия: плохо ли это?